Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (хлебный)

Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (хлебный)

….В старину говорили: «Первый Спас – на воде стоят; второй Спас – яблоки едят; третий Спас – на зелёных горах холсты продают»…

На август месяц приходятся три церковных праздника с «вкусными» народными именами: Медовый Спас, Яблочный Спас и Хлебный Спас. Их иногда объединяют общим названием – «Спасовки». Слово Спас в их названиях указывает, что все три праздника так или иначе посвящены Спасителю, Господу Иисусу Христу. И действительно, Медовым или Мокрым Спасом в народе зовется праздник Происхождения (Изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, который отмечается 14 августа (1-го по старому стилю). Яблочным Спасом, как известно, именуется Преображение Господне – один из 12-ти великих праздников Православной Церкви, отмечаемый 19 августа (6 по ст. ст.). А Третий Спас – Хлебный, Ореховый, Холщовый, – это православный праздник в память перенесения в 944 году из города Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, который отмечается 29 августа (16 по ст. ст.).
14 августа: Изнесение честных древ Креста Господня, Медовый Спас.
В этот день Православная церковь отмечает праздник Происхождения (Изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня. Греческий часослов 1897 года рассказывает, что «по причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Это и есть предъисхождение Честного Креста».
На Руси этот праздник совпал с днем Крещения Руси – 1 августа 988 года, который упоминается в хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1». В память этого события в храмах совершается чин малого освящения воды.
Вместе с освящением воды совершается освящение меда. Поэтому-то этот праздник и называется в народе Медовый Спас. С этого дня благословляется вкушение меда нового сбора.
«Спасом на воде» Медовый Спас именован в честь водосвятия. Традиционно именно в это время на Руси освящали новые колодцы и чистили старые, а также совершали крестный ход на водоёмы и родники для освящения воды. После «мокрого Спаса» уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы…
Иногда Медовый Спас еще называют Маковеем или Маковым. Русский народ по своему соединил имена иудейских мучеников Маккавеев, память которых празднуется в этот день, с сезонными работами. К началу августа поспевает не только мед, но и мак. Так что в Маковей готовили в этот день всяческие кушания с маком: мак, растертый с медом, маканцы и мачники – постные пироги, пряники, рулеты…
19 августа: Преображение Господне, Яблочный Спас.
О празднике Преображения Господня и о том, как он проходил в храмах Дубненско-Талдомского благочиния вы прочтете в следующей статье на развороте этого выпуска «Православной Встречи». А здесь мы расскажем, почему этот Второй Спас – Яблочный.
Традиция благословения плодов на праздник Преображения очень древняя: в это время в Иерусалиме и по всему Средиземноморью созревает виноград, который является, кстати сказать, одним из образов Христа, Который говорил ученикам: «Я – виноградная лоза, а вы – ветви» (Ин. 15:15). У нас в России виноград почти не растет, зато в августе повсеместно созревают яблоки. Их и приносят в храм для освящения и благословения. В соответствии с Богослужебным уставом, яблоки и другие плоды нового урожая разрешается употреблять в пищу только после освящения, которое проводится в конце праздничной литургии. Заповедуя приносить на благословение плоды и колосья, Церковь учит нас, что все – от человека до растения – должно быть посвящено Богу, как собственность Божия, и на употребление пищи должно быть призываемо Его благословение.
29 августа: память перенесения Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, Хлебный Спас.
Предание Церкви свидетельствует, что во времена земной жизни Спасителя в сирийском городе Едессе правил князь Авгарь. Он много лет был болен проказой и получил исцеление, взглянув на изображение лика Господа Иисуса Христа, чудесным образом возникшее на холщовом полотенце. Это полотенце (по славянски – убрус) Авгарь получил от самого Спасителя, Которого он с верой просил об исцелении, послав в далекую Палестину своего слугу. Сам этот плат – Нерукотворный образ Спасителя, был широко известен и благоговейно почитался по всему православному востоку. До 944 года святыня находилась в  Эдессе (ныне городк Шанлыурфа в Турции), а затем Нерукотворный образ был перенесен в столицу Византии Константинополь по повелению императора Константина Багрянородного. В память этого события и был установлен праздник.

Check Also

Масленица.

Масленица.

18 февраля после утреннего богослужения состоялись традиционные гулянья перед Великим постом.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru