41 (1)
12 (25) декабря вся Полнота Православной Церкови чтит память одного из своих величайших святых — святителя и чудотворца Спиридона, епископа Тримифунтского. Русские паломники, посещавшие православный Восток, издавна стремились поклониться мощам свт. Спиридона. Этот святой, прославленный Православной Церковью, родился на Кипре «от родителей простого звания». После смерти жены Спиридон за святость жизни был избран во епископа города Тримифунта (Кипр). Он присутствовал на Первом Вселенском Соборе в 325 г. в Никее. Здесь, несмотря на отсутствие всякой учености, Спиридон простым изложением веры опроверг защитников арианства и убедил одного знаменитого философа в истине православного учения. Скончался свт. Спиридон в 348 г.

Как сообщается в греческом Часослове, мощи свт. Спиридона были перенесены из Тримифунта в Константинополь около середины VII века, из-за нашествия на Кипр арабских войск. Спасаясь от «агарян», тримифунтцы бежали с мощами свт. Спиридона в Константинополь. Здесь эти мощи сохранялись в храме Святых Апостолов.Именно здесь, в храме свв. Апостолов, мощам свт. Спиридона поклонялись русские богомольцы. Один из них, чье имя до нас не дошло, побывал в Царьграде в конце XIII- начале ХIV вв. «Апостольская церковь очень велика, — сообщал русский богомолец. — В ней лежат нетленные тела Спиридона и Полуекта, с левой стороны алтаря в кивотах. Позади алтаря находится гроб Елены, матери царя Константина, и гроб Иоанна Златоуста». [1] Другой русский паломник, Стефан Новгородец, побывал в Константинополе в 1348-49 гг. «Пошли на гору к Апостольской церкви и тут поклонились мощам святого Спиридона», — пишет он в своем «Хождении». [2]

А еще через 40 лет у мощей свт. Спиридона молился посланец из Смоленска — Игнатий. Он побывал здесь в 1389 году «месяца июля в 1-й день». «Пошли к Апостольской церкви, поклонились и целовали святой столп, на нем же был бит Иисус Христос, — пишет Игнатий Смольнянин. — Тут же в приделе лежат святые Спиридон и Полиевкт и мощи святых Иоанна Златоуста, Григория Богослова, в каменных ковчегах запечатанные». [3]Сходные сведения о мощах свт. Спиридона оставил в своих записях диакон Троице-Сергиева монастыря Зосима, в 1419-1422 гг. обошедший Царьград, Афон и Палестину. «В святой церкви Апостолов стоит столбец, к которому евреи привязывали Христа, и другой столбец небольшой, у него плакал апостол Петр, когда отрекался от Христа, — сообщает Зосима. — В этой же церкви великий лежит Спиридон». [4]

В 1453 году столица Византии пала под натиском турок, после чего священник Григорий Полиевкт, взяв с собой чтимые мощи, отправился сначала в Сербию, а в 1456 г. он перевез их на остров Корфу. Русские паломники, бывавшие на этом острове, стремились, как и прежде, посетить чтимые мощи свт. Спиридона. В 1725 г., едва ли не в числе первых отечественных паломников, здесь побывал «киевский пешеходец» Василий Григорович Барский. В те годы остров Корфу входил в «сферу интересов» Венеции (1386-1797). В.Г. Барский подробно описывает свои впечатления о христианских традициях на Корфу и о поклонении мощам свт. Спиридона. [5]

Особый период в истории храма, где почивали мощи свт. Спиридона, связан с борьбой ряда европейских держав за влияние на Средиземноморье. В 1797 г. о. Корфу, как и другие Ионические острова, был занят французскими войсками, которые изгнали отсюда венецианцев. Но их правление продолжалось недолго, и население Ионических островов жаждало ухода французов. Осенью 1798 г. народ поднялся на борьбу, на помощь восставшим пришла православная Россия.

В 1799 г., когда А.В. Суворов освободил от французских войск Италию, вице-адмирал Ф.Ф. Ушаков, командуя соединенным российским и турецким флотом, покорил о. Корфу; 22 февраля 1799 г. французский гарнизон Корфу капитулировал. За эту блестящую победу Ф.Ф. Ушаков получил чин адмирала. Когда Суворов получил известие о взятии Корфу, он сказал: «Сожалею, что не был при этом хотя бы мичманом». [6] «Французские флаги на крепостях и судах были спущены, а неприступная Корфу узрела в первый раз на стенах своих победоносный флаг Российской империи», — писал один из русских историков в ХIХ в. [7]Вечером главнокомандующий в сопровождении командиров российских кораблей отправился на берег, в церковь святителя и чудотворца Спиридона для совершения благодарственного молебна за победу. «Победители, окруженные народом, с шествующими впереди крестами при колокольном звоне и беспрерывной ружейной пальбе жителей, дошли до соборной церкви свт. Спиридона, где и происходило богослужение, — вспоминал один из участников этого торжества. — Молебствие совершил протоиерей здешний. Нельзя было взирать без умиления на два народа, столь друг от друга отдаленные и соединившиеся по чрезвычайным политическим переворотам в одной церкви, для прославления одним и тем же Крестом Всевышнего, даровавшего одному победу, а другому освобождение от несносного чужестранного ига». [8]Прием, оказанный Ф.Ф. Ушакову простыми верующими, был самый радушный. Русские матросы, «не зная греческого языка, довольствовались кланяться на все стороны и повторяли: «Здравствуйте, православные!», на что греки отвечали громким «ура!», — пишет тот же автор. — Тут всякий мог удостовериться, что ничто так не сближает два народа, как вера, и что ни отдаленность, ни время, ни обстоятельства не расторгнут никогда братских уз, существующих между русскими и единоверцами их». [9]

Освободив в 1799 г. о. Корфу от французов, вице-адмирал Ф.Ф. Ушаков проявил особое уважение к памяти св. Спиридона. Местные жители особо почитали этого святого, в особенности после успешного отражения атаки турецких войск в 1716 г. Поэтому ежегодно 12 декабря (ст. ст.) в честь свт. Спиридона в городе Корфу проводились празднества. Открытые мощи, поставленные на ноги, в золотом кивоте, при пальбе из крепостных пушек и с судов, обносились вокруг города. Церковь свт. Спиридона считалась богатейшей на Востоке, и не только греки, но и католики присылали в нее пожертвования. Там были огромные золотые и серебряные паникадила, принесенные в дар Венецианской республикой, было много драгоценных вкладов императрицы Екатерины II и императора Павла I. [10] 27 марта 1799 г., в первый день Пасхи, адмирал Ушаков назначил большое торжество, пригласив духовенство совершить крестный ход с выносом мощей свт. Спиридона. О том, как проходило это празднество, сообщает биограф Ф.Ф. Ушакова Р. Скаловский: «В избранный адмиралом день, 27 марта, народ собрался со всех деревень и ближайших островов; русские войска были расставлены по обеим сторонам пути, по которому должна была идти процессия, и часть их расположилась на главной площади. Гробницу и балдахин поддерживали наши генералы, штаб- и обер-офицеры и первые лица города. Ее обнесли вокруг крепостных строений, и в это время из всех крепостей производилась пальба; войско стреляло беглым огнем из ружей. Ввечеру весь город был иллюминован, и народ беспрерывно восклицал: «Виват! Государь наш избавитель Павел Петрович!» [11] Предоставив жителям Ионических островов права широкого самоуправления, Россия содействовала образованию нового государства. 12/27 января 1801 г. на Корфу с почестями был снят флаг России, а 13/26 состоялась торжественная церемония поднятия Ионического флага. Но тем не менее, в том же 1801 г. кафедральный собор и мощи свт. Спиридона были приняты под особое покровительство России, в знак чего над западными вратами был поставлен императорский герб. Такой же герб находился над местом, где, как победитель, восседал адмирал Ушаков. Перед гербами беспрестанно теплились лампады. [12]

Мощь российского флота в Средиземноморье была большой, но отнюдь не решающей. Российскому правительству приходилось учитывать общую расстановку сил на европейском континенте. Наполеоновские войска угрожали европейским государствам, и в результате сложных дипломатических переговоров в 1807 г. Наполеон и Александр I подписали Тильзитский договор, согласно одному из условий которого Ионические острова снова должны были перейти под власть Франции. 7/20 августа 1807 г. на о. Корфу вступил французский гарнизон. С этого времени покровительство России храму и мощам св. Спиридона стало лишь символическим. 4 сентября 1807 г. адмирал Сенявин «пошел поклониться в последний раз благодетельствовавшим нам мощам св. Спиридона», — писал очевидец этих событий. [13]

Франция владела Ионическими островами по 1814 г. Позднее этот архипелаг взяла под свое покровительство Великобритания, и лишь в 1864 г. острова были воссоединены с независимой Грецией. Многие русские паломники бывали на Корфу и в «английский» период, и после его завершения. Они направлялись в храм свт. Спиридона, и ныне украшающий город Корфу. Церковь была построена в 1590 г. на месте более древнего храма, посвященного памяти того же святителя. Гробница свт. Спиридона, изготовленная в XIX в. по специальному заказу в Вене, по-прежнему находится справа от алтаря. По давней традиции мощи святителя четырежды в году обносят с крестным ходом вокруг города.

 

Примечания

[1] Книга хождений. Записки русских путешественников ХI-ХV вв. М., 1984. Анонимное хождение в Царьград. с. 265.
[2] Там же. Из странствия Стефана Новгородца. с. 274.
[3] Там же, с. 280.
[4] Там же, с. 300-301.
[5] Странствования В.Г. Барского по святым местам Востока. Ч. I. СПб, 1886, с. 192-195.
[6] Висковатов А. Блокада и осада Корфу, 1798-I799 гг. СПб, 1828, с. 40.
[7] Там же, с. 38.
[8] Записки флота капитан-лейтенанта Егора Метаксы (1798-1799 гг.). СПб, 1915, с. 220.
[9] Там же, с. 220.
[10] Скаловский Р. Жизнь адмирала Ф.Ф. Ушакова. Ч. I-II. СПб, 1856, с. 328.
[11] Там же, с. 328 (примечание).
[12] Записки морского офицера в продолжении кампании на Средиземном море под начальством вице-адмирала Д.Н. Сенявина. Ч. II. СПб, 1836, С. 86.
[13] Воспоминания на флоте Павла Свиньина. Ч. II. СПб, 1819, с. 233.

 

Архимандрит Августин (Никитин).

Источник  spyridon-trimifuntsky.narod.ru