Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила

arx

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Каждому человеку дано имя; это имя для него — знак, что он под особым покровительством того или иного святого, и еще — это призыв ему уподобиться тому, кому он поручен. Но имена человеческие, которые мы носим от крещения, не выражают нашу конечную сущность, потому что мы в становлении, мы постепенно вырастаем в ту меру, которой мы призваны достичь во Христе, Господе нашем Иисусе.

Архангелы и Ангелы носят имена, которые светозарно выражают и самую их сущность, и тайну познания ими живого Бога. И каждый носит иное имя, потому что каждый из них, зная Того же Бога, приобщаясь тайне Его жизни, однако, воспринимает эту тайну по-разному и возвещает ее всей твари по-своему. И вот мы слышим имена святого архистратига Михаила, архангела Гавриила, архангела Рафаила и многих других. И каждый из них нам открывает тайну о Боге в её чистоте, но раскрывает перед нами и тайну собственного своего богопознания. Архангел Гавриил нам возвещает, что Бог спасает. Архангел Рафаил гласит о том, что Он — целитель, исцеляющий всякий недуг. Но самый таинственный, самый великий в своем познании Бога — Архистратиг Михаил, имя которого значит «Никто как Бог» или «Един Бог». Это слово — крик, весть, которые он приносит всему миру, не словом, а всем своим существом. Он нам говорит о том, что един Бог, никого нет подобного Ему, и только Ему мы можем и должны поклоняться. Бесподобен Бог, дивен Бог, нет у Архистратига Михаила другого опыта, кроме как это чудо: Никто как Бог.

Мы сейчас празднуем его память, празднуем с ним память и всех других архангелов и ангелов; и мы должны вслушаться в их имена и получить от них ту весть, которую они доносят до нас о тайне Божества. Святой Григорий Палама, один из величайших святых XIV века, называет ангелов «светами вторыми». Он говорит нам, что ангел так прозрачен, что через него льется на нас и достигает до нас свет Божественный; что они так прозрачны, что через них мы познаём не их, а живого Бога, Которого они познали. Как мы должны им быть благодарны за это! Как благоговейно должны мы отнестись к их неизмеримой, страшной, дивной и спасительной святости! И поэтому, празднуя их день, примем от них благовестие; и сегодня, так как это особенный день святого Архистратига Михаила, примем его благовестие:Никто как Бог, — и получив эту весть, увидев, что Божия тварь, ангел Божий, так познал Бога и так вырос в меру этого познания, научимся от него, каждый в свою меру, жить этой вестью: никто как Бог, никто как Бог; и пусть всё остальное, как бы оно ни было прекрасно, как бы оно ни было велико, дивно, пусть всё отступит и займет свое место. Пусть сияние Божие будет перед нашими глазами несравненным, а остальное пусть горит и сияет светом, который от Бога изливается на всё и всему дает глубину, красоту и вечную жизнь.
Аминь.
Митрополит Сурожский Антоний.

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре — девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) — в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31).
Чины Ангельские разделяются на три иерархии — высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.
Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского — «кто как Бог») — верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!» По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян … внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород».
Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы — храм-усыпальница в Кремле — посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них — икона «Благословенное воинство» — написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины — князья русские — изображены под предводительством Архистратига Михаила.

 

Check Also

Масленица.

Масленица.

18 февраля после утреннего богослужения состоялись традиционные гулянья перед Великим постом.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru