В Русской Православной Церкви последняя неделя перед постом имеет название “Воспоминания Адамова Изгнания”
В этот воскресный день символично Церковь ставит нас перед воротами рая, воспоминая день, когда Адам и Ева – первые люди, были изгнаны из сада эдемского. Потерявшие рай, они познали и уничтожение естества человеческого, потому что после их грехопадения все было нарушено. Церковь наша ставит нас как перед дверями рая, чтобы мы поняли, что находимся на земле грешной, и не потому что ее Бог такой создал, а потому что человек ее такой сделал. Мы должны не забывать, что мы не в Царстве Божьем, а здесь, на земле, где нет смысла ждать ни светлого будущего, ни рая – его здесь нет. И мы, как Адам, плачем по раю, по блаженству, по Царству Небесному, чтобы в этом состоянии плача войти в Великий пост. Но как сказано, прежде, чем ты принесешь дар свой к алтарю, вспомни, нет ли того, кто тобой обижен. Прежде, чем оставить дар твой, иди и примирись с братом своим. То есть прежде, чем принести Господу наши подвиги поста, молитвы, послушания, аскезы мы должны вспомнить есть ли обиженные нами. Тогда надо пойти и примириться с ними, и только потом начинать Великий пост, чтобы предстоять благоговейно перед Богом с чистым сердцем.
По традиции мы все вечером в этот день собираемся в храме, чтобы примириться и попросить у друг друга прощения, у священников. В этот день мы все примиряемся и приближаемся очень близко к дарованной Господом благодати, когда множество священников просят прощения, а мы – у них, и все вместе мы просим прощения у нашего Господа Иисуса Христа: «Господи, остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим». В Соборе звучат великопостные покаянные песнопения, и произносится древняя постовая молитва Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности уныния, любоначалия, и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения, и любве, даруй ми рабу Твоему. Ей Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь».