Св. Тихон Задонский.

 

 

О сырной седмице, которую простые люди называют масленицею, любви вашей умыслил я предложить краткое слово, хотя то и ненужное бы дело быть казалось предлагать. Ибо Святая Церковь, что то она есть, и как должно оную провождать, в песнях своих, во всю тую седмицу поемых, ясно всем показует. Но понеже многие, или не внимая песням тем, или слепою и застарелою привычкою влекомые, не так как Христианская должность требует, в препровождении оные оказуют себе, того ради, словом сим яснейше о нем вознамерился представить. Понуждает меня к тому должность моя, которая в таковых случаях не велит мне молчать: но настоять благовременне и безвременне. Знаю и тое, что слово мое сие многим не понравится. Ибо хочу тем бесчинное масленицы празднование опровергать и искоренять. Праздновать бо масленицу обычай хотя злой; обаче застарелый и с любовью содержимый. Но притом объявляю, что хотя неприятно предложение: однако ж уповаю, что полезно. Лекари говорят, что горькая пища неприятна, до стомаху здорова.

Известно, знаете, слышатели! сами вы, и, бесспорно, признаете, что масленицы почти все ожидают так, как какого знатного праздника. Почему к празднованию ее заранее приготовляются: а как приблизится, варят пива, меды, купуют вино. В самое ее празднование, люди обоего пола убираются в платье лучшее, жены сверх того украшают, или паче сказать, портят лица своя различными красками на прельщение юных сердец, и уже из естественной доброты делают притворную личину. Приготовляют и всякое, какое кто может, богатое кушанье: пироги, конфекты, и всякие закуски, которыми украшают столы: тако приготовившиеся, друг друга в гости зовут, друг друга посещают. Чего тут примечать? сделалась компания, последует испразднение бутылок, стаканы и бокалы никогда не иссыхают: бывает здесь поздравление; здравствуй братец, или сестрица, с масленицею; от сего поздравления следует бесчувствие. А далее, чем еще веселее сему праздничку делают? не держится зло между стенами, не скрывается в домах, выходит на публику, является по улицам, по стогнам, по дорогам, и бывает зло сугубейшее зло соблазнами. Тогда непрестанное на конях рыстание: тогда едини за другими, аки привязаны следуют, протягивается долгий обоз, аки веревка соблазнов. К сим забавам придаются и другие не меньшие: тут возносятся кличи, песни, а инде кулачные бои производятся, инде драки, брани, сквернословия слышатся. И так кажется, что и самый воздух, соблазнами человеческими преисполнен, шумит. А что в ночи, что в тайных и сокровенных местах делается: о том и не говорю. Ибо бываемая отай от них, срамно есть и глаголати.

Вот как масленица празднуется, слышатели! стыд лицо мое покрывает, когда я празднование сие на средину привожу, а притом и тое думаю, что тако празднующий суть христиане, отрожденнии водою и Духом, чающие воскресения мертвых и жизни будущего века. Болезнь и жалость сердце сокрушает, что сим празднованием Вера Святая и благочестивая порочится. Страх и трепет содрогает члены мои, когда пред умные глаза мои представляю праведный и страшный Божий Суд. Я уповаю, что и вы, слышатели! тоежде на себе чувствуете; но как еще увидите, что то есть масленица или седмица сырная, то уповаю, что праздник сей и омерзеет вам. О дал бы то преблагой Бог! А что она есть? Матерь наша Святая Церковь припевает нам аки младенцам своим в песнях своих, на той седмице певаемых. Ибо инде она так нам матерски поет: «Отверзошася божественного покаяния преддверия приступим усердно очистивше телеса, брашен и страстей отложение творяше, яко послушницы Христа, и пр.». А на ином месте тако: «Светлая предпразднества воздержания, светлая предпутия поста днесь». На другом месте: «Се время покаяния, предпразднственный сей постов вход». И паки: «Постов входы и преддверия вси да не оскверним зле невоздержанием и пьянством». Вот же и слышим мы из песней Святой Церкви, и знаем, что то есть масленица? а именно: есть начало или преддверие Святого Великого поста. Понеже уже и брашен некоторых как то мяс употреблять и браки венчать запретила. В среду и пяток литургии быть не дозволила ради поста, и пищи и пития воздержнее касаться, чтобы по малу к подвигу постному привыкать повелела; и для того христианам, к истинным сынам Церкви должно в тую седмицу далеко воздержнее во всем поступать, нежели в предшедшие дни, хотя то и всегда воздержание похвально.

Что ж убо? так ли делается, слышали ли вы, да и сами знаете, не для чего о том более повторять. Слушают ли христиане сладких и любезных Матери своея Церкви песней! ах жалко! ах стыд нам! сыны родих, простирает она Божий и жалобный глас, сыны родих и вознесох, тиижде отвергошася мене. Сыны родих купелию пакибытия, напоих млеком Божия Слова, воспитах таинствы веры, одеях одеждою нетления, утвердих надеждою вечного живота. Слыши небо и внуши земле! Сыны родих и вознесох, тиижде отвергошася Мене. А как отвергошася сыны сии матери своея, слышите: она приказывает в те дни более благоговеть, а тии более бесчинствуют; она приказывает воздерживаться, а тии более страстям предаются; она определяет пост, а тии более объедаются, и пьянствуют; она приказываешь очищать телеса и души, а тии более оскверняют; она приказываешь страсти отлагать, а тии более прилагают. Она предлагает покаяние, а тии более свирепеют; она велит сетовать за содеянные грехи, а тии более прибавляют; она повелевает плакать, а тии более утешаются; она велит умилостивлять Бога, а тии более прогневляют. Ах справедливая жалоба! жаления и плача достойный глас! Сыны родих и вознесох, тиижде отвергошася Мене. Слыши небо и внуши земле! Сыны Матери своея отвергошася, христиане Церкви Христовой не слушают, христиане отвергшиися сатаны и всех дел его, паки к делам его обращаются. Жалостное дело, слышатели, да и страшное! понеже кто Церкви не слушает, тот, по словеси Христову, как язычник и мытарь. И паки повторяю: «Кто Церкви не слушает тот не есть сын Церкви; кто не сын Церкви, тому Христос не пастырь; кому Христос не пастырь, тот не есть Христова овца; кто не Христова овца, тот напрасно ожидает вечной жизни». Понеже Христос пастырь овцам только Своим обещает живот вечный: овцы, рече, гласа Моего слушают, и Аз знаю ихи по мне грядути Аз живот вечный дам им (Ин.10:27,28). Вот, слышатели! к чему приводит бесчинное масленицы празднование! да и самое масленицы вышереченным образом празднование, есть дело языческое. Был у язычников ложный бог изобретатель всякого пьяного пития, по-гречески называемый Вакхос, или Дионисий, по-римски – Ливер, по-египетски – Озирис. Сему скверному божку язычники учредили особливые в году праздники, которые и доныне по их наименованию называются баханалия: они сии праздники во всяких бесчиниях, играх, пьянствах и скверностях провождали. Смотрите, не так ли и христиане масленицу провождают, да и прочие празднуют праздники. Не для чего в полудни света показывать, сами видите. А я еще тоежде подтверждаю, что кто масленицу в вышереченных бесчиниях провождает, тот явным преслушником Церкве бывает, и аки бы упорно против ее стоит, и показывает себе недостойно и имени христианского. Знаете вы, слышатели! какими масленица или сырная седмица ограждена днями? какое ее начало, и какой конец? Начинается она в первый день после недели мясопустной, в которую Церковь Святая воспоминание творит страшного Суда Христова, чтобы тем в страх и чувство нас привести. Тогда Евангелие святое проповедует, что придет Сын человеческий во славе Своей, и все святые Ангелы с ним, придет Тот Судия страшный, Который сердца и утробы испытует: от Которого гнева и ярости вся тварь вострепещет, небо потрясется, солнце во тьму преложится, и луна не даст света своего, звезды небесные спадут, горы растают, и самый ад поколеблется: тогда рекут горам: падите на ны, и холмы покрыйте ны от лица Сидящего на престоле, и от гнева Агнча. Тогда возвещается, что пред сим страшным Судиею соберутся вси язы́цы, и разлучатся друг от друга, яко же пастырь разлучает овцы от козлищ. Тогда представляется, что овцы, то есть праведники, одесную страшного Того Судии, а козлищи, то есть грешники, ошую поставятся. Тогда слышится к сущим одесную вожделенный Судии праведного глас: приидите благословеннии Отца Моегонаследуйте уготованное вам царствие от сложения мира. Тогда аки гром возгремит и всех в трепет приведет страшное прогневанного Судии изречение к сущим ошую Его: отъидите от Мене проклятии во огнь вечныйуготованный диаволу и аггелом его. Вот что представляет нам день тот, который седмицу сырную предваряет! Ах как страшный предходит день! Можно, кажется, очувствоваться всякому, и осторожнее в следующих поступать днях, кто хотя мало попечения о душе своей имеет, и верует, что будет страшный тот день.

А чем кончится сырная седмица? знаете вы сами, что неделя сыропустная заключает, в которой воспоминает нам Церковь Святая падение, изгнание из рая праотца нашего Адама, а с ним и нас самих. Так мы поэтому в тот день оплакиваем крайнее наше несчастье; оплакиваем мы тогда тот час и день, в который род наш начал быть преступником заповеди Божия, и Бога преблагого прогневлять. Оплакиваем тот день, в который Божиим правосудием проклятию преданы мы, на смерть осудились, предались тлению, изгнались от рая, лишились краснейшей оной доброты, удалились от Богозданного селения, посланы в юдоль сию плачиную, в поте лица нашего искати хлеб себе. С крайним нашим жалением воспоминаем тое время, в которое мы подпадали всяким несчастиям, бедам, болезням, немощам, печали, воздыханию. Плачем еще поминая тот час, в который образ Божий, неизреченную оную доброту потеряли мы, и приложились скотом несмысленным и уподобились им, в который наконец смерть начала над нами царствовать. Ах, как плачевное воспоминанье! как жалостная память! как печальным днем оканчивается масленица! всех бед и зол начало в тот день воспоминаем мы. Видите вы, слышатели! какими днями ограждается масленица: един нам предлагает плач, а другие страх, един начало грехопадения, а другие муку вечную за грех представляет, един воспоминает, что грехом прогневали мы Бога, а другие предсказывает, что прогневанный Бог за оный грех будет судить, и воздаст комуждо по делом его.

Се видите, слышатели! что то есть сырная седмица, и какие ее обстоятельства? и как неприлично христианству делают, кои в пьянстве и прочих бесчиниях провождают тую; почему, чтобы по христианской должности провождать оную, должно так в ней поступать, как требуют вышереченные обстоятельства, и святая приказывает Церковь, а именно: отложить все вкрадшиеся непрестанные забавы, о каковых выше несколько сказано и злой обычай, памятуя Страшный Суд Христов, и воспоминая праотеческое падение, и за то всех бед последование, отменить. Надобно отстать, паки повторяю, надобно отстать заранее от того, что при исходе души от тела будет совесть нашу терзать и мучить. Ежели ныне от злых обычаев отстанем, то самовольно их оставим, а как не оставим их теперь, то при смерти уже они нас самих и не хотящих оставят, когда их уже не возможем исполнять. Но тогда уже вооружится совесть, которая будет обличать, мучить, что не слушали полезного увещания, тогда истязание Страшного Суда Божия, тогда скорбь, печаль, болезнь, тоска, воздыхание, отчаяние вечного живота, тогда трепет и ужас геенны, тогда раскаяние истинное, но поздное.

Внимай сему, грешниче, и паки говорю, внимай, да не тебе сия постигнут. Пожалей себе: ибо Бог о тебе печется, когда сии и сим подобные случаи посылает тебе. Впрочем, кто по застарелому обычаю не похочет исправиться, то пусть он знает, да и пред вами, слышатели, засвидетельствую, что по должности своей, как мог, объявил и объявляю, худо и грешно в вышереченных непорядках, хотя и все дни, однако ж, наипаче сырную седмицу, яко преддверие поста святого провождать и прочие в таких же бесчиниях праздники праздновать. А притом заключаю словом великого вселенного учителя апостола Христова Павла, что всем явитися нам подобает пред судилищем Христовымда приимет кийждо, яже с телом соделаили благаили зла. Ведуще убо страх Господеньчеловеки, увещаваем (2Кор.5:10,11). Аминь.