Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры!

(Б. Пастернак)

Преображение праздник широко празднующийся в современной России. Даже среди тех наших сограждан, которые далеки от регулярного посещения храмов люди почитают и сам праздник, помнят что существует «Яблочный Спас» и, если у них есть время, приходят в церковь чтобы освятить плоды. Само слово «Преображение» означает некое изменение. В контексте евангельской истории Иисус Христос показывается ученикам не как их земной учитель, но как второе Лицо Троицы, как Господь. Свидетелями этого чудесного события были Петр, Иоанн и Иаков, которые в усталости забылись сном оставив своего учителя одного молиться на горе Фавор. Вдруг их будит яркий свет сияния Его славы и к своему восторгу и ужасу они видят изменение лица Иисуса и его одежд источавших свет божественный славы. Этот свет, изображаемый на иконах именуется Фаворским. Дамаскин Богослов и Иоанн Златоуст называют тот Свет естественным сиянием Божества. Первый пишет: «Сын, рожденный от Отца, имеет в Себе безначальное и природное сияние.., и слава Божества становится также славой тела». Златоустый же [отец] говорит: «Господь явился на горе в Своем высочайшем сиянии, когда Божество обнаружило славу Свою» — пишет об этом проявлении Божественной Славы святитель Григорий Палама. Иисус беседовал с двумя мужами, которые оказались Моисеем и Илией, двумя великими пророками Ветхого Завета. Петр, как самый ревностный ученик Христа желающий постоянного действия и часто руководимый эмоциями предложил устроить три шатра для Иисус и пророков «Он не знал и сам, чтo говорил, – замечает Лука и продолжает. – И еще он не договорил, как появилось облако и накрыло их своей тенью. Ученики, оказавшись в облаке, испугались. Но из облака раздался голос, сказавший: «Это есть Сын Мой избранный, Его слушайте!» И когда голос умолк, оказалось, что Иисус один. Ученики сохранили это в тайне и никому в то время не рассказали о том, что видели» (Лк.9:28-36). Евангелист Марк, записавший Евангелие со слов Апостола Петра передает нам, что сам Иисус велел не говорить о события произшедших на Фаворскойгоре, до времени Воскресения.

Своим Преображением Господь показывает своим ученикам, что он не земной пророк, не тот, кто пришел устроить царство Божие на земле для одного народа, как того чаяли книжники и фарисеи. Не способные заглянуть за пределы своих приземленных желаний, они жаждали награды за свое духовное рвение здесь и сейчас. На Фаворе проявляется небесная слава, о чем Господь позже скажет прокуратору Иудеи «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36). Истинность этих слов ученики поймут позже, когда по Воскресении Господь одержит победу над смертью, явится своим ученикам в последний раз и вознесется на Елеонской горе к Отцу Своему Небесному. И мы сегодня вместе с Его учениками имеем возможность наблюдать тот намый нетварный свет божественной энергии исходящий от его одежд, помнить о Царстве мира и благодати ожидающем верных восходящих ко Господу и молящихся о всех нас во укрепление нашей жизни и утверждение наших дел во славу Божию и ради ближних наших.

Аминь.