Приблизительное время чтения: 17 мин.
Двадцать первое воскресенье по Пятидесятнице необычно тем, что мы празднуем память святых, просиявших мученическим подвигом. К ним относятся мученики первых веков христианства: епископ Иоанн и священник Иаков, в Персии пострадавшие, царевич Готфский Ерминингельд, Кесарий, Дасий и с ними пять мучеников. Также поминаем в молитвах погибших от богоборческой власти в ХХ веке священномучеников Александра Шалая, Димитрия Овечкина и мученика Петра Игнатова. 14 ноября совершается память мучениц Кириены и Иулиании, а также новомученицы Елисаветы Самовской.
С 2000 года 14 ноября наша Церковь празднует память пострадавших в свой престольный праздник в 1918 году священномучеников Александра Смирнова и Федора Ремизова, мощи которых обретены и находятся в Казанском храме подмосковного Реутова.
Отдельное чтение из Священного Писания на 14 ноября посвящено бессребреникам и чудотворцам Косьме и Дамиану — первым христианским целителям, врачам душ и телес.
Тропарь святым бессребреникам Косме и Дамиану
Святии безсребреницы и чудотворцы, Космо и Дамиане,/ посетите немощи наша:// туне приясте, туне дадите нам.
Перевод: Святые бессребреники, и чудотворцы Косма и Дамиан, посетите немощи наши; даром вы получили благодать, даром подайте и нам.
Кондак святым бессребреникам Косме и Дамиану
Благодать приимше исцелений,/ простираете здравие сущим в нуждах,/ врачеве, чудотворцы преславнии,/ но вашим посещением ратников дерзости низложите,// мир исцеляюще чудесы.
Перевод: Получив благодать исцелений, простираете вы здравие пребывающим в бедах, врачи, чудотворцы славные; но вашим посещением и врагов дерзости низложите, мир исцеляя чудесами.
Молитва святым бессребреникам Косме и Дамиану
О, чудотворцы славнии, врачеве безмезднии, Космо и Дамиане! Вы, от юности Христа Бога возлюбивше, не врачевания токмо искусство, но паче неоскудную благодать исцеления всяких недугов от Бога прияли есте. Темже и нас, пред честною иконою вашею припадающих, скоро услышите. Юныя дети, вашея помощи во учении книжнем просящия, молитвами своими наставите, да вашему житию ревнующе, не земное точию приобрящут, и паче во благочестии и правей вере непрестанно да преспевают. На одре болезни лежащим, в человечестей помощи отчаявшимся, к вам же тепле с верою и усердною молитвою прибегающим, исцеление болезней вашим милостивым чудодейственным посещением даруйте: такожде и от лютых недуг во уныние, малодушие и роптание пришедшия, данною вам от Бога благодатию в терпении утвердите и наставите, да уразумеют волю от них Божию святую и совершенную, и причастницы соделаются Божия спасительныя благодати. Всех, к вам усердно прибегающих, от болезней лютых невредимы сохраните, и от внезапныя смерти оградите, и мощным ходатайством вашим к Богу в праве вере тверды соблюдите, во благочестии же преспевающия, да с вами вкупе сподобятся в будущем веце присно воспевати и славити Всесвятое и великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
Воскресенье, 14 ноября 2021 года
Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.
В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресенье — 14 ноября.
День памяти святых
Бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан Асийский и матерь их преподобная Феодотия (III)
Повествование для детей в картинках читайте в нашем материале.
Священномученики Иоанн и Иаков Ревнитель, в Персии пострадавшие (около 345)
Епископ Иоанн и священник Иаков пострадали и были казнены во времена гонений на христиан персидского царя Шапура (Сапура).
Мученицы Кириена и Иулиания (305–311)
Святые мученицы Кириена из Тарса и Иулиания из Росы за исповедание христианской веры были схвачены при императоре Максимиане Галерии (305–311) правителем Киликии Маркианом. Святую Кириену, обнаженную, с остриженной головой, водили на посмеяние вокруг Тарса, а затем вместе со святою Иулианией отвели в город Росу, где сожгли.
Мученик Ерминингельд, царевич Готфского (586)
Святой мученик Ерминингельд оставил арианскую ересь и был обращен в православие. Отец его, царь Лувингильд ни лаской, ни угрозами не мог заставить сына вернуться к арианской вере и приказал казнить его. Твердость царевича в вере и мужество его перед смертью заставили царя раскаяться в содеянном. Не решаясь сам принять православие, он поручил святому епископу Леандру обратить в истинную веру своего наследника Рехарда. Став царем, Рехард утвердил православие в своей стране.
Мученики Кесарий, Дасий и с ними пять пострадавших: Савва, Савиниан, Агриппа, Адриан и Фома (VII)
Святые мученики Кесарий и Дасий были схвачены за веру христианскую при взятии Дамасска магометанами в VII веке. Святые были преданы жестоким мучениям и усечены мечом.
Новомученики и исповедники Российские
Священномученики Александр Смирнов (1875 — 14 ноября 1918) и Феодор Ремизов (14 ноября 1918)

14 ноября 1918 года отмечался престольный праздник в селе Вышегород Верейского уезда Московской губернии — память бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, на который съехалось духовенство и миряне со всей округи. После литургии, молебна и общей трапезы священники разъехались по приходам.
Отец Александр Смирнов и отец Феодор Ремизов были священниками двух, расположенных в полуверсте друг от друга церквей села Вышегород. Пастыри жили и служили рядом, и претерпеть мученическую кончину им довелось вместе.
В Верейском районе особой жестокостью отличался милиционер Мужеров. Возмущенные его злодействами крестьяне, не найдя на него управы у местных начальников, убили его. Тогда из Москвы был послан отряд из 50 карателей-латышей, которые должны были жестокостью казней устрашить крестьян. Однако не только крестьян они собирались казнить, но и всех священников, которых удастся захватить.
Ближе к вечеру 14 ноября в расположенную рядом с Вышегородом деревню Новая Борисовка въехал вооруженный отряд. По пути им повстречался церковный сторож, и они зарубили его. Крестьяне, заподозренные в убийстве милиционера Мужерова, были без суда казнены.
Узнав, что отец Александр дома, каратели послали к нему фельдшерицу, чтобы она пригласила его в сельсовет.
— Зачем я пойду? — прямо и просто ответил священник. — Я ни в чем перед властью не виноват.
— Как хотите, — ответила та и ушла, но в голосе ее прозвучала угроза.
Жена отца Александра со старшей дочерью Еленой решили сами пойти к сельсовету, чтобы посмотреть, что там происходит. В доме остались лишь священник и его четырехлетний сын Александр. Вскоре раздался громкий стук в дверь.
Отец Александр открыл, и сразу же дом наполнился вооруженными латышами:
— Собирайтесь, вас вызывают к начальнику.
— Я не могу покинуть дом, где остается только маленький мальчик, — ответил священник.
— Но начальник не может ждать! — со злобою и угрозами приступили они. И уже сами брали и зажигали свечи потолще.
Помолившись, отец Александр надел новую теплую рясу, шапку и вышел на улицу.
Был тихий осенний вечер, недавно выпал первый снежок. Держа горящие свечи, палачи вели отца Александра по направлению к сельсовету. На пути они встретили идущего под конвоем отца Феодора, и тогда священникам объявили, что они будут сейчас казнены.
— Тогда надо помолиться, — сказал отец Александр.
— Молись, — разрешил начальник отряда.
Священники, преклонив колена, стали молиться Богу, а затем отец Александр сказал:
— Я готов. Теперь делайте со мной, что хотите, но знайте, что все вы вскоре погибнете.
Только лишь он это сказал, палач взмахнул шашкой и рассек ему голову от правого виска до темени. Священник упал на колени и поднял руку для крестного знамения. Последовал второй удар шашкой. Но священник был жив. Палачи выстрелили в голову и в шею и дважды проткнули живот штыком до спины и единожды поперек от бока до бока.
Но священник был все еще жив. Страх напал на мучителей. И тогда один из них, подойдя к отцу Александру вплотную, нанес последний удар — в сердце.
После этого палачи приступили к отцу Феодору, который стал обличать их в жестокости и убийствах. В ответ они начали бить его по лицу, и когда он упал, палач дважды выстрелил в него. Одна пуля попала в ухо, другая — в плечо. Отец Феодор был еще жив, но они не стали его добивать, а поспешили покинуть место казни.
Слова отца Александра исполнились в точности — через несколько дней весь отряд карателей был уничтожен под селом Балабановым.
Свидетелями мученической кончины священников стали горожане, которые запаслись в деревне продуктами и собирались домой. Завидев отряд карателей, они спрятались и из укрытия наблюдали за происходящим, а когда каратели уехали, сразу убежали. Лишь через некоторое время рассказли, как было дело.
На следующий день рано утром местный житель при въезде в Новую Борисовку услышал стоны. Он слез с лошади и увидел лежащего на снегу отца Феодора. Неподалеку обнаружил тело отца Александра. Он объявил об этом крестьянам, но когда они пришли, отец Феодор уже скончался.
На третий день состоялось отпевание и погребение священномучеников. На похороны собралось множество народа. Сразу же после убийства власти из боязни перед народом поспешили признать священников невиновными и прислали на погребение своих представителей, которые шли среди прихожан с белым знаменем в знак невиновности мучеников.
На девятый день после кончины отец Александр явился во сне дочери Елене и повелел ей собрать оставшиеся на месте убиения косточки головы, указав ей и само место. Примерно через год после кончины он явился сыну Александру, одетый в ризы ослепительной белизны.
В двадцатых годах дом священника был сожжен. Из всего имущества уцелела среди пепелища лишь фотография отца Александра, обгоревшая по краям.
Мощи священномучеников Александра и Феодора были обретены 8 октября 1986 года, и с тех пор все прибегавшие к молитвенной помощи священномучеников получали ее.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Высокопреосвященнейшего митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия 20 сентября 2003 года мощи священномучеников Александра и Феодора были помещены в храме Казанской иконы Божией Матери в городе Реутове.
Немного сведений сохранилось о жизни священников до 14 ноября 1918 года.

За простоту в обращении и милосердие отец Александр Смирнов был любим своими прихожанами. Когда кому-нибудь из них требовалась помощь, он оказывал ее просто и без сомнений. Неукоснительно исполнял церковный устав, не допуская сокращений или отступлений в службах, за что пользовался большим уважением старообрядцев, которых много тогда жило в этом уезде. Был наделен от Бога красивым и сильным голосом, так что церковное начальство не раз хотело перевести его в Москву в один из соборных храмов.
Он родился в семье почетного гражданина Василия Смирнова. В 1898 году окончил Московскую Духовную семинарию и поступил законоучителем в церковноприходскую школу, в 1903 году был рукоположен во священника в Крестовоздвиженской церкви села Вышегород Верейского уезда в четырнадцати верстах от города Вереи. В феврале 1911 года он был избран членом благочиннического совета.
В 1918 году советская власть издала декрет об отделении Церкви от государства, который запрещал любую форму проповеди — даже и ношение священником рясы вне храма. Местные власти потребовали и от отца Александра, чтобы он перестал ходить по селу в рясе и остриг волосы. После совета со своим старцем-священником отец Александр сказал, что никогда не подчинится беззаконному распоряжению и не откажется от облика православного пастыря.
Священномученик Феодор родился в семье священника Николая, рукоположен во священника в Ризоположенской церкви села Вышегород Верейского уезда Московской губернии. Деревянная церковь была построена в 1791 году графиней Екатериной Александровной Головиной, урожденной Шуваловой. В храме было два престола: один во имя Положения ризы Пресвятой Богородицы, другой — во имя бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Домов для священника и псаломщика не было, и они жили в наемных сырых и холодных крестьянских избушках. Помещения эти, как сообщают об этом клировые ведомости, были ниже всякой критики, но «за неимением других свободных приходилось причту с семействами ютиться в таких». До 1917 года в Ризоположенском храме служил брат отца Феодора, священник Александр Ремизов. У них с женой Александрой Емельяновной было шестеро детей; когда отец Александр перевелся на другой приход, а на его место пришел служить его брат Федор, у которого детей не было.
Молитва священномученикам Александру Смирнову и Феодору Ремизову
О, святии священномученицы Александре и Феодоре! К вам, яко к неоскудевающему источнику благодати Божией, мы, недостойнии, прибегаем. Вы бо тоя сподобистеся, адаманты веры суще. Еще же и страшныя раны и хуления злобная нечестивых мучителей претерпевше, уверение о венце мученичестем от Господа приясте и терпением вашим, древним мучеником подражающе, мучителей удивисте. Яко пастырие Божии суще, ревностно службу в земных храмех совершавше и молитвою вашею народ Божий укреплявше, будите и за нас молитвенницы, предстояще ныне пред Престолом Вседержителя. Вы, понесше тяготу и зной дневный, не токмо словом, но и делом бысте свидетелие Правды Божия, утвердите и нас во истине Христовой, не понесших ни тяготы поношений, ни зноя гонений, но да будем, яко наемницы единонадесятаго часа, чающии мзду прияти от Христа во Царствии Небеснем. Испросите у Бога молитвами вашими, святии страдальцы Христови, веры православныя укрепление, помыслом нашим освящение, в добродетелех преспеяние; да дарует Он дар благопотребен коемуждо просящему предстательства вашего, да сподобит нас и в час кончины нашея оную твердость веры явити, кую же и вам дарова, да со всеми святыми сподобимся в Царствии Небеснем непостыдно воспевати Его Пресвятое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Священномученик Александр Шалай (20 ноября 1879 — 14 ноября 1937)

Житие святого, служившего в храмах Белоруссии и после революции и выступившего за открытие храма в селе Блонь во время переписи населения, слушайте на радио «Вера».
Священномученик Димитрий Овечкин (25 мая 1877 — 14 ноября 1937)

Рассказ о святом, учителе математики и отце 7х детей, не испугавшемся отстаивать веру на публичных диспутах с атеистами, слушайте на радио «Вера».
Мученица Елисавета Самовская (14 октября 1860 — 14 ноября 1937)
Дворянка, дочь банковского служащего, супруга врача. Елисавета окончила Мариинский институт в Москве, давала частные уроки французского и немецкого языков. Что заставило ее протестовать против закрытия храмов после революции? Описание эпохи и обстоятельств жизни мученицы Елисаветы читайте в нашем материале.
Мученик Петр Игнатов (1904 — 14 ноября 1941)

Краткое житие святого, пришедшего к вере благодаря жене, слушайте на радио «Вера».
Особенности православного богослужения
В прошлый раз мы рассмотрели, что происходит на литургии во время «Малого входа». Сегодня мы расскажем о «Трисвятом»:
«Святый Боже, святый Крепкий, святый Безсмертный, помилуй нас».
В какой момент литургии звучит это песнопение?
В завершении «Малого входа» хор поет тропарь и кондак праздника или святого воскресного дня. Затем диакон молится перед иконой Спасителя, расположенной у царских врат: «Господи спаси благочестивыя и услыши ны!»
И поворачивается к народу, громко произносит:
«И во веки веков».
Кто такие «благочестивые»? Это все православные христиане. Те из них, кто находится в данный момент в храме, вместе с хором молятся словами Трисвятой песни:
«Святый Боже, святый Крепкий, святый Безсмертный, помилуй нас».
Откуда появилось «Трисвятое»? В пятом веке в Константинополе случилось сильное землетрясение. Верующие молились вне храма — на улице. Внезапно мальчика из народа буря подняла на небо. Он услышал ангельское пение:
«Святый Боже, святый Крепкий, святый Безсмертный!»
(В скобках отметим, что слово “Крепкий«в отношении Святой Троицы означает «сильный, всемогущий»)
Мальчик спустился невредимо и рассказал о своем видении. Когда народ стал повторять ангельскую песнь и прибавлять «помилуй нас», землетрясение прекратилось. Все это случилось при патриархе Прокле, и с этого времени Трисвятая песнь («Трисвятое») введена во все богослужения нашей Церкви.
Традиции праздника
Святым целителям Косьме и Дамиану посвящены престолы православных церквей многих городов и сел. 14 ноября в них отмечается престольный праздник — с молебном после литургии и крестным ходом вокруг храма.
Поздравить врачей с днем памяти их небесных покровителей тоже становится доброй традицией этого дня. Молитва и поддержка им особенно важны сегодня, когда они находятся практически на передовой.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Луки, глава 8, стихи 26 — 39
Евангелие от Матфея, глава 10, стихи 1 — 5, 8
Апостольское чтение:
Послание Апостола Павла к галатам, глава 2, стих 16 — 20
Первое Послание Апостола Павла к коринфянам, глава 12 стих 27 — глава 13 стих 8
Cвятых, к которым мы сегодня обращаемся в молитве, объединяет подвиг мученичества за Христа. Воскресный день 14 ноября мы перечитываем их краткие жития. Что становится очевидно? Как в первые века христианства страдали за веру мужчины и женщины, священники и миряне, так это происходило и в ХХ веке во время гонений Церковь в нашей стране. Конечно, не каждый христианин призван к такому решительному и очевидному подвигу, но любому из нас есть, что потерпеть в нашей земной жизни. И благословенны те, кто может принять как волю Божию происходящие трудности и испытания, — кто живет ради любви и с памятью о Спасителе, в Его присутствии.
статья с сайта www.foma.ru