Святитель Афанасий Великий
Символ, рекше Исповедание, иже во святых Отца нашего Афанасия, Патриарха Александрийскаго
Если кто хочет спастись, прежде всего надлежит ему содержать вселенскую [кафолическую] Веру, которой если кто целой и непорочной не соблюдает, без всякаго сомнения, во веки погибнет.
Вера же кафолическая сия есть: да единаго Бога в Троице, и Троицу во единице почитаем, ни сливающе ипостаси [лиц], ни существо разделяюще.
Иная бо есть ипостась Отчая, иная Сыновняя, иная Святаго Духа: но Отчее, и Сыновнее, и Святаго Духа, едино есть Божество, равная слава, соприсносущное величество. Каков Отец, таков Сын, таков и Святый Дух.
Несоздан Отец, несоздан Сын, несоздан и Святый Дух. Непостижим Отец, непостижим Сын, непостижим и Дух Святый. Вечен Отец, вечен Сын, вечен и Святый Дух: однако не три вечны, но един вечный; также и не три несозданны, и не три непостижимы, но един несозданный, и един непостижимый.
Подобносему: вседержитель Отец, вседержитель Сын, вседержитель и Дух Святый: однако не трое вседержителей, но един вседержитель. Тако: Бог Отец, Бог Сын, Бог и Дух Святый: однако не трое Богов, но един Бог. Равно: Господь Отец, Господь Сын, Господь и Дух Святый: однако не трое Господей, но един Господь. Ибо, как особо каждую ипостась, Бога и Господа исповедать, христианскою истиною понуждаемся: тако трех Богов, или трех Господей глаголати кафолическим благочестием возбраняемся.
Отец ни от кого не сотворен, ни создан, ниже́ рожден.
Сын от Отца Самого есть, не сотворен, ни создан, но рожден.
Дух Святый от Отца не сотворен, ни создан, ниже́ рожден, но исходит.
Един есть Отец, [а] не три отца, един Сын, [а] не три сына, един Дух Святый, [а] не три святых духа. И в сей Святой Троице нет перваго или последняго, нет бо́льшаго или меньшаго: но целыя три Ипостаси, соприсносущныя себе и равныя. Так по всему, как и сказано выше, Троица во Единице, и Единица в Троице почитается. Желающий спастись, так да мудрствует о Святей Троице.
Но нужно есть для вечнаго спасения да и о воплощении Господа нашего Иисуса Христа известно верует.
Есть же правая вера, да веруем и исповедуем, что Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, Бог и человек есть: Бог от существа Отца прежде век рожденный, и человек есть от существа матери, во времени рожденный. Совершенный Бог и совершенный человек, от души словесной, и человеческой плоти состоящий. Равный Отцу по Божеству, меньший Отца по человечеству. Который хотя и Бог есть, и человек, однако не два, но един есть Христос: един же не пременением Божества во плоть, но восприятием человечества в Божество, един всяко, не слиянием естеств, но единством Ипостаси.
Как бо душа словесная и плоть един есть человек: тако и Бог, и человек един есть Христос, пострадавший спасения нашего ради, и сошедший во ад, и в третий день воскресший из мертвых, и возшедший на небеса, и седший одесную Бога и Отца Вседержителя, откуда придет судить живым и мертвым, котораго пришествием все человеки воскреснут с телесами своими и воздадут о своих делах ответ: и соделавшии благое пойдут в жизнь вечную, [а] злое — в огонь вечный.
Сия есть кафолическая вера, которой если кто верно и известно верить не будет, спастись не возможет.
Аминь.
Послание к Авве Орсисию
Афанасий, Авве Орсисию, отцу монахов, и всем подвизающимся с ним в иноческом житии, утвержденным в вере Божией, возлюбленным и желаннейшим братьям, желает о Господе радоваться.
Услышал я об успении блаженного Феодора и весьма много обеспокоился при этой вести, зная, сколько от него было вам пользы. И если бы это был не Феодор, то многое сказал бы я вам, со слезами помышляя о том, что по смерти. Но поскольку он, Феодор, известный и вам и нам, то должно ли мне в этом письме сказать что-либо, кроме следующего: «блажен Феодор, иже не иде на совет нечестивых» (Псал. 1:1)? А если «блажен… бояйся Господа» (Псал. 111:1), ибо теперь смело можем ублажать его, имея надежное к тому основание, потому что, как бы вступив в пристань, улучил он беспечальную жизнь, то дай Бог и каждому из нас достигнуть того же, каждому, совершив течение, вступить в ту же пристань, каждому в плавании своем управить ладью свою туда — к необуреваемому пристанищу, чтобы упокаиваясь с Отцами, можно было сказать: «зде вселюся, яко изволих и» (Псал. 131:14). Посему, возлюбленные и желаннейшие братия, не плачьте о Феодоре, потому что «не умре.., но спит» (Матф. 9:24). Никто, воспоминая о нем, да не проливает слез, но да соревнует каждый жизни его, ибо не должно печалиться об отшедшем в беспечальное место. Пишу же это к вам вообще, но преимущественно к тебе, возлюбленный и желаннейший Орсисий, чтобы ты воспринял на себя все попечение сего усопшего и собою заменил его братьям, потому что и при жизни его оба вы были как бы один человек, и когда один отлучался, другим восполнялась потребность двоих, и когда бывали вместе, оба вы составляли одного, беседуя с возлюбленными о том, что на пользу. Так поступай и теперь, а действуя так, пиши и извещай нас о спасении своем и о спасении всего братства. Прошу же всех сообща молиться, чтобы Господь паче и паче подавал мир Церквам. Ибо и ныне благодушно праздновали мы и Пасху, и Пятидесятницу и возвеселены благодеяниями Господними. Вот мы написали вам. Приветствуйте всех боящихся Господа, приветствуют вас сущие со мною. Желаю вам, возлюбленные и желаннейшие братия, возмогать о Господе.
Святитель Афанасий Великий — Творения. Часть 1-4