1(105)_resize

Из истории праздника.

Радуйся, Русь православную возлюбившая; радуйся, веру истинную в ней утвердившая… Радуйся, Молитвеннице наша теплая; радуйся, Заступнице усердная! Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

Неразрывно и навечно слиты град Москва и чудотворный образ Божией Матери Владимирской. Сколько раз спасала Она белокаменную от врагов! Образ сей связал собою апостольские времена и Византию, Русь Киевскую и Владимирскую, а затем Московскую — Третий Рим, «а четвертому же не быти». Так промыслительно образовалось Московское государство, вобрав в себя мистическую связь с древними империями, исторический опыт, традиции иных православных земель и народов. Символом единения и преемственности стал чудотворный образ Владимирской.
Эту удивительную икону трудно описать словами, ибо все они кажутся пустыми перед тем взором, который смотрит на нас. В этом взоре все: жизнь и смерть, и воскресение, вечность, бессмертие.

По древнейшему преданию, святой евангелист, врач и художник Лука написал три иконы Богородицы. Посмотрев на них, Пречистая сказала: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет со святыми иконами». Одна из этих икон известна нам под именем Владимирская.

До 450 года этот образ Владычицы пребывал в Иерусалиме, а затем был перенесен в Константинополь. В первой половине XII столетия патриарх Царьграда Лука Хризоверх послал икону (вместе с другим образом Богородицы, известным как «Пирогощая») в дар великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, который поставил образ в Вышгородском девичьем монастыре под Киевом, в местности, некогда принадлежавшей святой равноапостольной великой княгине Ольге. В 1155 году Вышгород стал уделом князя Андрея, сына Юрия Долгорукого.

Решив переселиться на родную для него Суздальскую землю, князь Андрей без ведома отца взял с собой икону. В пути непрестанно служил перед нею молебны. Жители Владимира-на-Клязьме встретили своего князя с усердием и радостью; оттуда князь направился было далее, в град Ростов. Однако, отъехав от Владимира не более десяти верст, кони встали на берегу Клязьмы и, несмотря на понукания, не пожелали идти дальше. Запрягли свежих, но не пошли и те. Пораженный, пал князь Андрей пред иконою и слезно стал молиться. И тогда явилась ему Богородица со свитком в руке и повелела оставить образ Свой в граде Владимире, а на месте же этого Своего явления выстроить обитель в честь Рождества Ее.

Князь поставил икону во Владимире, и с этого времени — с 1160 года — она получила наименование Владимирская.

В 1164 икона сия сопровождала князя Андрея Боголюбского в поход на волжских булгар. Перед битвой князь исповедался и причастился; пав же пред образом Богородицы, он воскликнул: «Всяк уповай на Тя, Владычице, не погибнет!» Все воинство вслед за своим князем со слезами приложилось к чудотворной и, взывая о заступничестве к Пречистой, двинулось в бой. Нечестивые были разбиты.

После победы на поле брани было совершено молебствие перед святой иконой. Во время него на виду у всего русского войска явлено было чудо: от образа и от Животворящего Креста забрезжил дивный свет, озаривший всю местность.

А на другом конце христианского мира, но точно в тот же день и час византийский император Мануил узрел свет от Креста Господня и, подкрепленный сим знамением, одолел своих недругов-сарацин. По сношении князя Андрея с императором Второго Рима 1 августа был установлен праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, известный в народе как Первый Спас.

Много иных чудес было явлено от чудотворного образа.

В 1395 году Тамерлан с полчищами татар приблизился к Москве. У народа христианского оставалась надежда лишь на помощь Божию. И тогда великий князь Московский Василий Дмитриевич повелел принести икону из Владимира в Москву. Десять дней длился путь Владычицы с берегов Клязьмы. По обеим сторонам дороги стоял коленопреклоненный народ и, протягивая руки к иконе, взывал: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В белокаменной Владимирскую икону ждала торжественная встреча: крестный ход со всем городским духовенством, семья великого князя, бояре и простые москвичи вышли на городские стены на Кучково поле, встретили и проводили чудотворную до Успенского собора Кремля.

Было это 26 августа. «Весь град изыде противу иконы на сретение ею», — свидетельствует летописец. Митрополит, великий князь, «мужи и жены, юноши и девы, дети и младенцы, сироты и вдовицы, от мала до велика, со кресты и иконы, со псалмы и с песньми духовными, паче рещи все со слезами, иже не обрести человека, не плачущася с воздыхании немолчными и рыданием».

И Богородица вняла молению уповавших на Нее. В самый час сретения чудотворной на берегу Москвы-реки Тамерлану в его шатре явлено было сонное видение: с высокой горы спускались святители со златыми посохами, а над ними в несказанном величии, в сиянии ярких лучей парила Лучезарная Жена; бесчисленные сонмы Ангелов с огненными мечами окружали Ее… Тамерлан очнулся, трепеща от ужаса. Созванные им мудрецы, старейшины и гадальщики татарские, разъяснили, что виденная им во сне Жена есть Заступница православных, Матерь Бога, и что сила Ее неодолима. И тогда Железный Хромец велел своим полчищам повернуть вспять.

И татары, и русские поражены были этим событием. Летописец заключил: «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!»

Благодарные москвичи выстроили на месте встречи чудотворной 26 августа 1395 года Сретенский монастырь: «да не забудут людие дел Божиих». Так после 242-летнего пребывания на берегах Клязьмы икона Богородицы Владимирская перешла в Москву и поставлена была в кремлевском соборе в честь Успения Пречистой. Ее благодатной силе Москва обязана избавлениями от набегов хана Едигея в 1408 году, ногайского царевича Мазовши в 1451 году, отца его, хана Седи-Ахмета в 1459 году.

В 1480 году ордынский хан Ахмат двинулся на Москву и дошел уже до реки Угры в калужских пределах. Великий князь Московский Иоанн III поджидал на другом берегу реки. Внезапно на татар напал такой сильный и беспричинный страх, что Ахмат не решился пойти на русскую рать и поворотил назад, в степь. В память этого события в Москве стал ежегодно совершаться крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь. А река Угра с тех пор слывет Поясом Богородицы.

В 1521 году казанский хан Махмет-Гирей повел на Москву татар казанских и ногайских. Митрополит Варлаам и весь народ усердно молились пред ликом Владимирской. Великий князь Василий Иванович едва успел собрать войско, чтобы встретить татар на дальнем рубеже, на реке Оке. Сдерживая их натиск, он медленно отходил к Москве.

В самую ночь осады инокиня кремлевского Вознесенского монастыря увидела, как сквозь запертые двери Успенского собора выходят святители, неся в руках чудотворную Владимирскую. Это были жившие двумя веками ранее святые митрополиты Московские Петр и Алексий. И еще видела инокиня, как у Спасской башни встретили шествие святителей преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский — и пали ниц пред образом, моля Пречистую не покидать собора Успенского и народа московского. И возвратилась тогда Заступница сквозь двери запертые.

Инокиня поспешила рассказать о видении горожанам. Москвичи собрались в храм и стали горячо молиться. А татарам снова привиделось «воинство великое, доспехами сияющее», и бежали они от стен города.

Так не единожды Отечество наше было спасаемо молитвой народной пред чудотворным образом Владимирской. В память этих избавлений и установлено празднование Владимирской иконе: 21 мая — в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году; 23 июня — в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году; 26 августа — в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году.

Особый извод Владимирской иконы именуется «Древом государства Московского». Первая такая икона написана была на исходе Древней Руси, в 1668 году, царским иконописцем Симоном (Пименом) Ушаковым для церкви Троицы в Никитниках в Китай-городе. На ней изображены святители Петр и Алексий, поливающие произрастающее из-за кремлевской стены пышное древо; на ветвях — медальоны с сонмом русских святых, а в центре — овальный образ Владимирской. Как в иконе «Похвала Богоматери» библейские пророки пишутся с развернутыми свитками, на коих начертаны слова акафиста, так и на этом образе небесные покровители Руси славят и восхваляют Пречистую, моля Ее о заступничестве за государство Российское.

Надежда Дмитриева

Из книги “О Тебе радуется!”

 

 

193-tihon

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

Проповедь на Сретение Владимирской иконы Божией Матери.

062

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Бывают в жизни отчаянные дни, когда никакой земной помощи ни откуда ждать не приходится. Так 600 лет назад к Москве вплотную подошел великий азиатский завоеватель Тимур Тамерлан. Московское войско в то время было малочисленно, русские земли были тогда еще раздроблены, а хан Тамерлан покорил Индию, Персию, многие восточные страны, одержал победу над крестоносцами, над своими же соотечественниками – ордынцами, и вот такой могущественный, страшный полководец приближался к Москве. И москвичи сделали то, что делают все православные христиане во все времена, когда никакого упования уже нет на человеческие силы, они все упование возложили на Пресвятую Владычицу нашу Богородицу. Так делаем и мы с вами, братья и сестры, в отчаянные дни нашей жизни, когда ничто уже не может нам помочь.
И вот москвичи просят великого князя Василия, царствующего в то время в Московском княжестве, послать посольство во Владимир, где находилась величайшая святыня православия – Владимирская икона Божией Матери, по преданию написанная самим евангелистом Лукой. И вот здесь, на этом месте, на котором мы сейчас находимся, которое когда-то называлось Кучково поле, москвичи встретили это посольство с Владимирской иконой Божией Матери и на коленях со слезами молились Царице Небесной, чтобы она пощадила Москву, пощадила русских людей, просили прощения своих грехов, потому что только покаянная молитва исполняется Господом, только на покаянные слезы отвечает Божия Матерь и, по всей видимости, величайшая духовная сила была у наших предков, если они смогли молитвою своею достичь престола Божия, и Матерь Божия, видя покаяние русских людей, видя то, что они способны стали к восприятию Царствия Небесного, что они достойны не только временной жизни, но и вечной, даровала им и временные и вечные блага.

В этот же поздний час, когда москвичи молились у иконы Божией Матери, в 100 километрах от Москвы, на Оке в своем стане спал перед боем Тамерлан. Как повествуют летописи, он пробудился и объявил ближним своим советникам, что ему приснился страшный сон – светозарная Жена явилась ему в сопровождении апостолов (как объяснили ему потом) и сказала, чтобы он оставил московские пределы, иначе он потеряет жизнь свою. Это видение так устрашило непобедимого прежде, ни одного поражения не испытавшего воина, что он, хотя перед ним была дорога на Москву открыта (небольшое совсем войско удалось собрать московскому князю), хотя он понимал, что никакой серьезной силы московское ополчение из себя не представляет, он все же ужаснулся, испугался просто за свою жизнь и повернул на юг, ушел на Дон, разоряя села и города по своей дороге. Так была чудом Божиим спасена Москва, так был спасен чудом дом Пресвятой Богородицы – Россия. Потому что, если бы тогда Тамерлан разорил бы Москву так, как он разорил индийские города и Персию, неизвестно, что бы было с нашим отечеством.

600 лет прошло с того дня, когда благодарные москвичи учредили здесь, на месте встречи иконы Божией Матери Сретенский монастырь. И каждый год в дореволюционное время из Успенского собора Кремля износили Владимирскую икону Божией Матери и несли ее крестным ходом сюда, в Сретенский монастырь, молясь Пресвятой Богородице, чтобы она помиловала всех православных людей России, несмотря на многие заблуждения, которые часто бывали в нашем отечестве. И только тогда, когда покаянная молитва оскудела, тогда началось новое испытание, новая милость Божия, но уже крестная и мученическая, чтобы возродить дух святой Руси, чтобы люди, насельники святой Руси не просто проживали на этой земле, но жизнью своею готовились к приятию Царствия Небесного и по смерти становились насельниками Царствия Небесного. В этом главная задача Православной Церкви и бывшего у нас до революции православного государства – препровождать своих граждан в Царствие Небесное, к этому мы и сейчас должны стремиться.

Один из святителей, почивших в XX веке, сказал: “Не нужно искать святую Русь, надо жить в ней”. И мы по милости живем в ней, в святой Православной Церкви, которая одна может даровать нам мир, утешение, смысл этой жизни и вечное спасение.

Аминь!