19 августа – праздник Преображения Господня. Что же было открыто миру на горе Фавор?
Преображение. Мозаика конхи апсиды собора монастыря св. Екатерины на Синае. VI век
По-гречески «преображение» означает «превращение в другой вид». Господь преобразился, чтобы показать будущее преображение естества человека, и мы могли увидеть – вот каким может быть человек!
Протоиерей Всеволод Шпиллер: Отец Павел Флоренский и о. Сергий Булгаков говорили о Преображении как самом человечном празднике, исполненном самой необычайной, возвышающей нас радости.
Ведь этот праздник открывает нам подлинную красоту человека, которую даровал нам Бог, каким бы грешным человек ни был, какой бы горькой ни была его судьба, — красоту человека, примиренного с Богом, человека в мире с Богом, а значит, в мире, радости и любви с самим собой и с другими.
Эта Красота — светоносная сущность нашей души, чудесная сила сердца любить, светлая его глубина. Поэтому в Красоте жизнь и блаженство, а вне Ее — смерть и ничто, пустота.
Такой показал Ее людям Иисус Христос во вспыхнувшем на Фаворе видении. Вот почему увидевшим Ее стало сразу так хорошо, что уйти оттуда, оторваться от видения им показалось уже немыслимым. Потому и сказали ученики: «Господи, хорошо нам здесь быть!..»
И пусть каждый из нас постарается почувствовать, что и вокруг него в этом мире, и в нем самом есть что-то от этой красоты, которую непременно нужно найти, увидеть, раскрыть в себе, — ведь для этого человек и рождается.
Взгляните на драгоценный, блистающий бриллиант: разве это не обыкновенный уголь? Но вот, выкопанный из темных недр земли, где не бывает света, в своих кристаллах он преломляет упавший на него луч солнечного света. Темное, самое темное на земле вещество угля становится носителем другого, противоположного ему светлого начала, преодолевшего темную, вещественную, материальную его стихию. И мы любуемся неожиданно преобразившею его красотой. Откуда она? Не из соединения ли двух совершенно противоположных начал?
Здесь противоположность начал, конечно, относительная. Потому что только в условном смысле можно говорить о нематериальности, о невещественности света. И красота является здесь тоже относительной. Но там, где происходит соединение абсолютно противоположных начал, там, где материальное, вещественное начало соединяется с нематериальным, с невещественным, там является и Красота не относительная, абсолютная.
Красота подлинная, истинная, совершенная — это преображение материи нематериальной, сверхматериальной силой. И об этом говорит людям Преображение Господне.
Осиявший Иисуса Христа на Фаворской горе свет был нематериальной сущностью и не в относительном, а в безусловном смысле. Он не был только зрительным восприятием учеников Христа, но был реальным явлением Божества. То было откровение Божественной Славы, то был нетленный, нетварный, вечный Ее «присносущный свет». И проникнутая им, и соединением с ним преображенная и прославленная плоть человека в Богочеловеке Иисусе Христе потому и предстала перед людьми в чудном видении здесь осуществившейся, тогда вполне осуществленной Красоты.
Красота будущего есть преображение настоящего, начавшееся на горе Фавор. В окружающей нас видимой действительности как можно не чувствовать действительности невидимой? Как можно в реальности вещественной не ощущать присутствия реальности невещественной? Одна с другой соединены. И красота есть в нашем мире именно потому, что она есть соединение начал противоположных, материального и идеального. С тех же пор, когда Абсолютная Красота явлена была на горе Фавор, Она, Божественная Красота, пусть сокровенно, но пребывает в этом еще не преображенном, но уже Ею преображаемом мире.
Эта Красота всегда в нас и всегда с нами. И если созерцание Ее видения на Фаворе наполнило тогда души учеников Спасителя невыразимой, торжествующей радостью, то и здешние откровения Ее сердцам, жаждущим насладиться Ею, несут им ту же «радость совершенную».
Празднуя Преображение Господне, мы празднуем праздник откровения миру вечной Красоты, Той, в Которой воплощается и правда, и добро. Он свидетельствует о нашей христианской несомненной вере в то, что Прекрасное мир преобразит. Будет новое небо, будет новая земля, будет другая новая жизнь, воссозданная Красотой, к Которой так стремится сердце человеческое, Которую так и пламенно, и нежно, даже не зная Ее, любит, и мечты о Которой лелеет так ревниво и бережно.
Преображение. Мозаика конхи апсиды церкви Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне. VI век. Здесь представлен символический вариант иконографии – Христос изображен в виде Креста, а апостолы – в виде трех агнцев. Ниже – фигура святого Аполлинария и 12 апостолов в виде агнцев
В перекрестии Креста — маленький медальон с оглавным изображением Спасителя
Преображение. Фрагмент эпистилия темплона из собрания монастыря св. Екатерины на Синае. XII век
Преображение. Мозаика собора монастыря Неа Мони на остове Хиос. Середина XI века
Деисис, Преображение. Вид на конху апсиды и восточный рукав креста Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове. 40-е годы XII века. Справа и слева от композиции Преображения – восходящие и сходящие с Фавора апостолы со Христом
Преображение. Фреска восточного рукава креста Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове. 40-е годы XII века
Преображение. Мозаика монастыря Дафни близ Афин. Рубеж XI-XII веков
Преображение. Византийская икона XII века из собрания Гос. Эрмитажа
Преображение. Византийская мозаическая икона XII века из собрания Лувра
Преображение. Фрагмент Златых врат собора Рождества Богородицы в Суздале. XII-XIII вв
Преображение. Фрагмент эпистилия темплона из собрания монастыря св. Екатерины на Синае. Конец XII – начало XIII века
Преображение. Фрагмент праздничного ряда иконостаса Софии Новгородской. Середина XIV века
Преображение. Конец XIV века. Восстановленная фреска церкви Спаса на Ковалеве под Новгородом
Преображение. Миниатюра из рукописи «Теологических сочинений» византийского императора Иоанна VI Кантакузина. 1370-75, Национальная библиотека, Париж
Преображение. Икона рубежа XIV-XIV веков из Спасо-Преображенского собора в Переяславле-Залесском. (Ныне – в собрании Гос. Третьяковской галереи. Илия и Моисей здесь изображены приносимыми на облаках, также присутствуют сцены восхождения и сошествия Христа с учениками с горы Фавор
Преображение. Андрей Рублев. Остатки росписи северной стены Успенского собора во Владимире. Около 1408 г
Преображение. Икона начала XV века из праздничного ряда Благовещенского собора Московского Кремля. Круг Андрея Рублева (?)
Преображение. Псковская икона XVI века
Преображение. Икона из праздничного ряда иконостаса монастыря Ставроникита на Афоне. Середина XVI века. Мастер Феофан Критский
Преображение. Акварель из цикла Библейских этюдов Александра Иванова
Преображение. Современная греческая икона
Преображение. Современная греческая фреска
статья с сайта www.miloserdie.ru