Церковь созывала Собор, когда требовалось разрешить какой-либо спорный вопрос или проблему, выработать определенный общий подход или видение. На Вселенские соборы съезжались епископы и представители всех церквей. Постановления, принятые на Соборе записывались в Книгу Канонов (Правил) и впоследствии принимались церковью в качестве учения.

Предшественником Вселенских соборов стал Апостольский собор, созванный апостолами в 51 году и обозначенный в Библии (Деяния 15:1-29).

Православной Церковью признаны семь Святых Вселенских Соборов:
— Никейский I — 325 год, против ереси Ария
— Константинопольский I — 381 год, против ереси Македония
— Ефесский — 431 год, против ереси Нестория
— Халкидонский — 451 год, против ереси монофизитов
— Константинопольский II — 553 год, «О трех главах»
— Константинопольский III — 680—681 годы, против ереси монофелитов
— Никейский II — 787 год, против ереси иконоборцев.

Смысл особого почитания святых отцов Вселенских Соборов заключается в том, что только Соборы обладали даром выносить непогрешимые и «для всех полезные» определения в области христианской веры и церковного благочестия в кризисные моменты церковной истории.

Краткий итог догматического богословия святых отцов шести Вселенских Соборов отражен в первом соборном правиле Трулльского Собора (691 год), ставшего продолжением VI Вселенского (III Константинопольского).

Кроме догматической деятельности, святые отцы Вселенских Соборов вырабатывали правила, служащие к упорядочению церковной дисциплины. Церковь никогда не отступает от прежних догматических определений, выработанных церковных канонов и не заменяет их новыми.

В течение года несколько раз празднуется память святых отцев Вселенских Соборов. Почему Святая Православная Церковь празднует их память?

Потому что она этим все время нам напоминает, что самое главное, как сказано в Евангелии, — се же

VS_066

есть живот вечный, да знают Тебе единого истиннаго Бога, и егоже послал ecи Иисус Христа. То есть истинная вера, познание истинного Бога есть сущность жизни. Есть вечная жизнь.

Жертва Сына Божия, Богочеловека, явилась свидетельством истиной веры. Как говорит святитель Николай Сербский, ни один из предводителей всевозможных течений и учений не принес себя в жертву за своих последователей. Только один Сын Божий пострадал прежде всех за всех.

Это свидетельство истинной любви — до смерти. Об этом и сказано: Больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин.ХV.13). Эта жертва, принесенная за весь миp, является свидетельством любви Божией к человеку, к миpy. К тому миpy, который Господь сотворил и который возвращается к Богу через очищение, через покаяние. Тако бо возлюби Бог миp, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин.III.16). Эти слова сказаны в Евангелии для того, чтобы засвидетельствовать истину любви Божией.

Любовь Божия — это сущность Божества. Это то, что только и можно постигнуть, исповедуя Святую Троицу. Потому все вероисповедания, которые не исповедуют Святую Троицу, не могут исповедовать Бога как Любовь. Только те, кто исповедуют Святую Троицу, могут исповедовать Бога Богом любви. И никто не может исповедовать полноту проявления этой любви в миpe, как только тот, кто исповедует Иисуса Христа, во плоти пришедшего и пострадавшего за весь миp.

Всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть, так говорит Иоанн Богослов, апостол любви. И всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть и сей есть антихристов (I Ин. IV,2-3).

Поэтому святые отцы так кропотливо, и даже до единой буквы, изъясняли исповедание веры.

Ни одно вероисповедание миpa не собиралось на вселенские соборы, ни одно вероисповедание миpa, кроме христианского, не имеет Символа веры, и ни одно вероисповедание, кроме православного, не сохранило этот Символ веры в неизменности.

Наш православный Символ веры существует в написанном и напечатанном виде. Каждый православный человек знает его наизусть. В других вероисповедания есть отдельные высказывания по поводу верования, но такого Символа веры, как в Православной Церкви, нигде нет.

Пер­вый Все­лен­ский Со­бор. В ра­бо­те Со­бо­ра участ­во­ва­ло 318 епи­ско­пов, сре­ди ко­то­рых бы­ли: 1всСв. Ни­ко­лай Чу­до­тво­рец, Иа­ков епи­скоп Ни­зи­бий­ский, Спи­ри­дон Три­ми­фунт­ский, Св. Афа­на­сий Ве­ли­кий, быв­ший в то вре­мя еще в сане диа­ко­на и др.
Со­бор осу­дил и от­верг ересь Ария и утвер­дил непре­лож­ную ис­ти­ну — дог­мат: Сын Бо­жий есть ис­тин­ный Бог, рож­ден­ный от Бо­га От­ца преж­де всех ве­ков и так же ве­чен, как Бог Отец; Он рож­ден, а не со­тво­рен, и еди­но­су­щен с Бо­гом От­цом.
Чтобы все пра­во­слав­ные хри­сти­ане мог­ли точ­но знать ис­тин­ное уче­ние ве­ры, оно бы­ло яс­но и крат­ко из­ло­же­но в пер­вых се­ми чле­нах Сим­во­ла Ве­ры.
На этом же Со­бо­ре бы­ло по­ста­нов­ле­но празд­но­вать Пас­ху в пер­вый вос­крес­ный день по­сле пер­во­го ве­сен­не­го пол­но­лу­ния, опре­де­ле­но бы­ло так­же свя­щен­ни­кам быть же­на­ты­ми, и уста­нов­ле­ны бы­ли мно­гие дру­гие пра­ви­ла.
На пер­вом Все­лен­ском со­бо­ре бы­ла утвер­жде­на по­сле­до­ва­тель­ность, гла­вен­ство хри­сти­ан­ских Церк­вей — Рим­ская Ка­фед­ра (быв­ший цар­ству­ю­щий град), Кон­стан­ти­но­поль­ская (цар­ству­ю­щий град), Алек­сан­дрий­ская, Ан­тио­хий­ская. При­о­ри­тет Церк­ви от­да­вал­ся по ме­сту прав­ле­ния го­су­да­ря Им­пе­рии, что до­ныне ме­ша­ет совре­мен­ным ка­то­ли­кам до­ка­зать, что Па­па — гла­ва всей хри­сти­ан­ской Церк­ви.

Вто­рой Все­лен­ский Со­бор был со­зван в 381 го­ду в Кон­стан­ти­но­по­ле, при им­пе­ра­то­ре Фе­о­до­сии Ве­ли­ком. Со­зван этот Со­бор был про­тив лже­уче­ния быв­ше­го ари­ан­ско­го епи­ско­па Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Ма­ке­до­ния, ко­то­рый от­вер­гал Бо­же­ство тре­тье­го Ли­ца Св. Тро­и­цы, Ду­ха Свя­то­го; он учил, что Дух Свя­тый не есть Бог, и на­зы­вал Его тва­рью или со­тво­рен­ною си­лою и при том слу­жеб­ною Бо­гу От­цу и Бо­гу Сы­ну так как Ан­ге­лы.
На Со­бо­ре при­сут­ство­ва­ли 150 епи­ско­пов, сре­ди ко­то­рых бы­ли: Гри­го­рий Бо­го­слов (он был пред­се­да­те­лем Со­бо­ра), Гри­го­рий Нис­ский, Ме­ле­тий Ан­тио­хий­ский, Ам­фи­ло­хий Ико­ний­ский, Ки­рилл Иеру­са­лим­ский и др. На Со­бо­ре ересь Ма­ке­до­ния бы­ла осуж­де­на и от­верг­ну­та.
К Ни­кей­ско­му Сим­во­лу Ве­ры бы­ло до­бав­ле­но уче­ние о Ду­хе Свя­том. Рань­ше го­во­ри­лось в Сим­во­ле Ве­ры: И в Ду­ха Свя­та­го. Точ­ка. На Вто­ром Все­лен­ском Со­бо­ре, эта фра­за бы­ла про­дол­же­на: И в Ду­ха Свя­та­го Гос­по­да Жи­во­тво­ря­ще­го. Тем са­мым разъ­яс­ня­лось, что Гос­подь есть Бог, а не тварь, то есть не име­ет твар­ной при­ро­ды. Да­лее бы­ло уточ­не­но: Иже от От­ца ис­хо­дя­ще­го — то есть, при­чи­на бы­тия Свя­та­го Ду­ха, Его ис­точ­ник – Бог-Отец. Бог-Отец яв­ля­ет­ся ис­точ­ни­ком бо­же­ствен­ной при­ро­ды Сы­на и Свя­та­го Ду­ха. Но это не озна­ча­ет, что Сын и Дух ни­же От­ца. Ли­ца Тро­и­цы – рав­но­сущ­ны. Бог-Отец — при­чи­на, а Бог-Сын и Бог-Дух — след­ствие. Но со­вер­шен­ная при­чи­на мо­жет по­рож­дать толь­ко со­вер­шен­ные след­ствия. И ес­ли Сын и Дух со­вер­шен­ны, то и они бо­же­ствен­ны. И ес­ли бы бы­ли они несо­вер­шен­ны, то и Отец был бы несо­вер­ше­нен. Бог-Отец яв­ля­ет­ся ис­точ­ни­ком бо­же­ствен­ной при­ро­ды, и Сын, ко­то­рый рож­да­ет­ся от От­ца, и Дух Свя­той, ко­то­рый из­во­дит­ся от От­ца — Они яв­ля­ют­ся рав­но­сущ­ны­ми, рав­но­цен­ны­ми и рав­но­знач­ны­ми по от­но­ше­нию к От­цу. Та­ким об­ра­зом в Сим­во­ле Ве­ры по­яви­лась фор­му­ли­ров­ка о том, что Дух Свя­тый ис­хо­дит толь­ко от От­ца, и не яв­ля­ет­ся тво­ре­ни­ем Сы­на, как учил Ма­ке­до­ний.
Иже от От­ца ис­хо­дя­ще­го. Иже со От­цем и Сы­ном спо­кло­ня­е­мый и сла­ви­мый гла­го­лав­ше­го про­ро­ки. То То есть Дух Свя­тый име­ет вме­сте со От­цом и Сы­ном рав­ную сла­ву, рав­ную честь и рав­ное до­сто­ин­ство, и еди­ное с ни­ми по­кло­не­ние.
Со­бор так­же ввел в Ни­кей­ский Сим­вол Ве­ры еще че­ты­ре чле­на­ми, в ко­то­рых из­ла­га­ет­ся уче­ние о Церк­ви, о та­ин­ствах, о вос­кре­се­нии мерт­вых и жиз­ни бу­ду­ще­го ве­ка. Та­ким об­ра­зом, со­ста­вил­ся Ни­кео­ца­ре­град­ский Сим­вол Ве­ры, ко­то­рый и слу­жит ру­ко­вод­ством для Церк­ви на все вре­ме­на.

Тре­тий Все­лен­ский Со­бор был со­зван в 431 го­ду в Ефе­се, при им­пе­ра­то­ре Фе­о­до­сии 2-м Млад­шем. Со­бор был со­зван про­тив лже­уче­ния Кон­стан­ти­но­поль­ско­го ар­хи­епи­ско­па Несто­рия, ко­то­рый нече­сти­во учил, буд­то Пре­свя­тая Де­ва Ма­рия ро­ди­ла про­сто­го че­ло­ве­ка Хри­ста, с Ко­то­рым, по­том, Бог со­еди­нил­ся нрав­ствен­но, оби­тал в Нем, как в хра­ме, по­доб­но то­му, как преж­де оби­тал в Мо­и­сее и дру­гих про­ро­ках. По­то­му и Са­мо­го Гос­по­да Иису­са Хри­ста Несто­рий на­зы­вал бо­го­нос­цем, а не Бо­го­че­ло­ве­ком, а Пре­свя­тую Де­ву на­зы­вал хри­сто­ро­ди­цею, а не Бо­го­ро­ди­цею. На Со­бо­ре при­сут­ство­ва­ли 200 епи­ско­пов.
Со­бор осу­дил и от­верг ересь Несто­рия и по­ста­но­вил при­зна­вать со­еди­не­ние в Иису­се Хри­сте, со вре­ме­ни во­пло­ще­ния, двух естеств: Бо­же­ско­го и че­ло­ве­че­ско­го; и опре­де­лил: ис­по­ве­до­вать Иису­са Хри­ста со­вер­шен­ным Бо­гом и со­вер­шен­ным Че­ло­ве­ком, а Пре­свя­тую Де­ву Ма­рию — Бо­го­ро­ди­цею. Со­бор так­же утвер­дил Ни­кео­ца­ре­град­ский Сим­вол Ве­ры и стро­го вос­пре­тил де­лать в нем ка­кие бы то ни бы­ло из­ме­не­ния и до­пол­не­ния.

Чет­вер­тый Все­лен­ский Со­бор был со­зван в 451 го­ду в Хал­ки­доне, при им­пе­ра­то­ре Мар­ки­ане. На Со­бо­ре при­сут­ство­ва­ли 650 епи­ско­пов. Со­бор был со­зван про­тив лже­уче­ния ар­хи­манд­ри­та од­но­го кон­стан­ти­но­поль­ско­го мо­на­сты­ря Ев­ти­хия, ко­то­рый от­вер­гал че­ло­ве­че­скую при­ро­ду в Гос­по­де Иису­се Хри­сте. Опро­вер­гая ересь, и за­щи­щая Бо­же­ствен­ное до­сто­ин­ство Иису­са Хри­ста, он сам впал в край­ность, и учил, что в Гос­по­де Иису­се Хри­сте че­ло­ве­че­ское есте­ство бы­ло со­вер­шен­но по­гло­ще­но Бо­же­ством, по­че­му в Нем сле­ду­ет при­зна­вать толь­ко од­но Бо­же­ское есте­ство. Это лже­уче­ние на­зы­ва­ет­ся мо­но­фи­зит­ством, а по­сле­до­ва­те­ли его на­зы­ва­ют­ся мо­но­фи­зи­та­ми (од­но­есте­ствен­ни­ка­ми).
А по по­уче­ни­ям свя­тых от­цов Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, Гри­го­рия Бо­го­сло­ва «что не вос­при­ня­то, то не увра­че­ва­но», то есть, ес­ли нет во Хри­сте пол­но­ты че­ло­ве­че­ской при­ро­ды, то­гда как увра­чу­ем­ся мы? Ес­ли вся че­ло­ве­че­ская при­ро­да под­верг­лась па­де­нию, то она вся долж­на быть и ис­це­лен­ной. Гос­подь дол­жен был со­еди­нить в Се­бе всю пол­но­ту че­ло­ве­че­ской при­ро­ды со Сво­ей при­ро­дой, со Сво­им Бо­же­ством. И спа­сти ее от гре­ха, от про­кля­тия. По­лу­ча­ет­ся, что ес­ли вме­сто ду­ха че­ло­ве­че­ско­го в Иису­се бы­ло Бо­же­ство, он не был та­ким, как мы, зна­чит, Он вос­при­нял ка­кую угод­но при­ро­ду, но толь­ко не на­шу, не пад­шую, не ис­ко­вер­кан­ную гре­хом, че­ло­ве­че­скую при­ро­ду. Уче­ние мо­но­фи­зи­тов под­ры­ва­ло ос­но­вы на­ше­го спа­се­ния, ос­но­ву хри­сти­ан­ско­го уче­ния. Это бы­ло нис­про­вер­же­ние хри­сти­ан­ской Церк­ви. Бо­лее ра­ди­каль­ные уче­ни­ки Апол­ли­на­рия, ос­но­во­по­лож­ни­ка ере­си мо­но­фи­зи­тов, по­шли даль­ше и утвер­жда­ли, что у Иису­са не толь­ко вме­сто Ду­ха Бо­же­ство, но и вме­сто ду­ши – то­же. А те­ло бы­ло че­ло­ве­че­ское. То есть толь­ко внешне Иисус – че­ло­век. Дру­гие апол­ли­на­ри­ане го­во­ри­ли, что и те­ло Он по­лу­чил с неба, и про­шел сквозь Бо­го­ро­ди­цу, как сквозь тру­бу. Че­ло­ве­че­ская при­ро­да Хри­ста не бы­ла пол­но­цен­ной, ее по­гло­ти­ла Бо­же­ствен­ная при­ро­да. Учи­те­ля­ми этой ере­си стал ар­хи­манд­рит кон­стан­ти­но­поль­ских мо­на­сты­рей Ев­ти­хий и Ар­хи­епи­скоп Алек­сан­дрий­ский Диас­пор. Про­тив­ни­ком ере­си был Лев Ве­ли­кий, Па­па Рим­ский, хо­тя он на Со­бо­ре и не при­сут­ство­вал. Он при­слал свое По­сла­ние про­тив мо­но­фи­зит­ской ере­си к Со­бо­ру, а чтобы не оши­бить­ся, по пре­да­нию, он это По­сла­ние по­ло­жил на ра­ку Апо­сто­ла Пет­ра в хра­ме Апо­сто­ла. Мо­лил­ся Бо­гу, и по­том уви­дел в По­сла­нии под­пись Пет­ра, ко­то­рый «про­ве­рил и ис­пра­вил» По­сла­ние.
Со­бор осу­дил и от­верг лже­уче­ние Ев­ти­хия и опре­де­лил ис­тин­ное уче­ние Церк­ви, а имен­но, что Гос­подь наш Иисус Хри­стос есть ис­тин­ный Бог и ис­тин­ный че­ло­век: по Бо­же­ству Он веч­но рож­да­ет­ся от От­ца, по че­ло­ве­че­ству Он ро­дил­ся от Пре­свя­той Де­вы и во всем по­до­бен нам, кро­ме гре­ха. При во­пло­ще­нии (рож­де­нии от Де­вы Ма­рии) Бо­же­ство и че­ло­ве­че­ство со­еди­ни­лось в Нем, как еди­ном Ли­це, нес­ли­ян­но и неиз­мен­но (про­тив Ев­ти­хия), нераз­дель­но и нераз­луч­но (про­тив Несто­рия). И каж­дая при­ро­да во Хри­сте име­ет всю пол­но­ту. И эти по­ня­тия нес­ли­ян­но, нераз­дель­но, неиз­мен­но но­сят апо­фа­ти­че­ский ха­рак­тер, от­ри­ца­тель­ный, и по­ка­зы­ва­ют, как при­ро­ды во Хри­сте не со­еди­ня­ют­ся не так, не так и не так. А как они со­еди­ня­ют­ся? Свя­тость это­го не объ­яс­ня­ет. Дог­ма­ты не рас­кры­ва­ют нам са­мой Тай­ны, они толь­ко очер­чи­ва­ют гра­ни­цы во­круг этой Тай­ны и по­ка­зы­ва­ют, что за этой гра­ни­цей на­чи­на­ет ересь, на­чи­на­ет­ся ложь. А ка­ким об­ра­зом со­еди­ня­ют­ся – это непо­сти­жи­мо не толь­ко для че­ло­ве­че­ско­го, но да­же и для ан­гель­ско­го ума. Из это­го мы долж­ны знать, как важ­но пра­виль­ное чет­кое по­ни­ма­ние пра­во­слав­ной ве­ры пра­во­слав­но­го уче­ния. Как раз имен­но в си­лу этих при­чин.

Пя­тый Все­лен­ский Со­бор был со­зван в 553 го­ду в Кон­стан­ти­но­по­ле, при зна­ме­ни­том им­пе­ра­то­ре Юс­ти­ни­ане I. Со­бор был со­зван по по­во­ду спо­ров меж­ду по­сле­до­ва­те­ля­ми Несто­рия и Ев­ти­хия. Глав­ным пред­ме­том спо­ров бы­ли со­чи­не­ния трех учи­те­лей си­рий­ской церк­ви, поль­зо­вав­ших­ся в свое вре­мя из­вест­но­стью, имен­но Фе­о­до­ра Моп­су­ет­ско­го, Фе­о­до­ри­та Кир­ско­го и Ивы Едес­ско­го, в ко­то­рых яс­но вы­ра­жа­лись несто­ри­ан­ские за­блуж­де­ния, а на Чет­вер­том Все­лен­ском со­бо­ре ни­че­го не бы­ло упо­мя­ну­то о этих трех со­чи­не­ни­ях. Несто­ри­ане в спо­ре с ев­ти­хи­а­на­ми (мо­но­фи­зи­та­ми) ссы­ла­лись на эти со­чи­не­ния, а ев­ти­хи­ане на­хо­ди­ли в этом пред­лог от­вер­гать са­мый чет­вер­тый Все­лен­ский со­бор и кле­ве­тать на Пра­во­слав­ную Все­лен­скую Цер­ковь, что она буд­то бы укло­ни­лась в несто­ри­ан­ство. На Со­бо­ре при­сут­ство­ва­ли 165 епи­ско­пов.
Со­бор осу­дил все три со­чи­не­ния и са­мо­го Фе­о­до­ра Моп­су­ет­ско­го, как не рас­ка­яв­ше­го­ся, а от­но­си­тель­но двух осталь­ных осуж­де­ние огра­ни­чи­лось толь­ко их несто­ри­ан­ски­ми со­чи­не­ни­я­ми, са­ми же они бы­ли по­ми­ло­ва­ны, т. к. от­ка­за­лись от сво­их лож­ных мне­ний и скон­ча­лись в ми­ре с Цер­ко­вью. Со­бор сно­ва по­вто­рил осуж­де­ние ере­си Несто­рия и Ев­ти­хия.

Ше­стой Все­лен­ский Со­бор был со­зван в 680 го­ду в Кон­стан­ти­но­по­ле, при им­пе­ра­то­ре Кон­стан­тине По­го­на­те, и со­сто­ял из 170 епи­ско­пов. Со­бор со­зван был про­тив лже­уче­ния ере­ти­ков-мо­но­фи­ли­тов, ко­то­рые, хо­тя при­зна­ва­ли в Иису­се Хри­сте два есте­ства, Бо­же­ское и че­ло­ве­че­ское, но од­ну Бо­же­ствен­ную во­лю. По­сле пя­то­го Все­лен­ско­го со­бо­ра вол­не­ния, про­из­во­ди­мые мо­но­фи­ли­та­ми про­дол­жа­лись и гро­зи­ли Гре­че­ской Им­пе­рии боль­шою опас­но­стью. Им­пе­ра­тор Ирак­лий, же­лая при­ми­ре­ния, ре­шил скло­нить пра­во­слав­ных к уступ­ке мо­но­фи­ли­там и си­лою сво­ей вла­сти по­веле­вал при­зна­вать в Иису­се Хри­сте од­ну во­лю при двух есте­ствах. За­щит­ни­ка­ми и изъ­яс­ни­те­ля­ми ис­тин­но­го уче­ния Церк­ви яви­лись Со­фро­ний, пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский и Кон­стан­ти­но­поль­ский мо­нах Мак­сим Ис­по­вед­ник, ко­то­ро­му за твер­дость ве­ры вы­ре­за­ли язык и от­ру­би­ли ру­ку.
Ше­стой Все­лен­ский Со­бор осу­дил и от­верг ересь мо­но­фи­ли­тов, и опре­де­лил при­зна­вать в Иису­се Хри­сте два есте­ства — Бо­же­ское и че­ло­ве­че­ское, — и по этим двум есте­ствам — две во­ли, но так, что че­ло­ве­че­ская во­ля во Хри­сте не про­тив­на, а по­кор­на Его во­ле Бо­же­ствен­ной.

Эпо­ха ше­сти Все­лен­ских со­бо­ров, длив­ша­я­ся бо­лее трех­сот лет, бы­ла вре­ме­нем хри­сто­ло­ги­че­ских спо­ров о Свя­той Тро­и­це, по­это­му па­мять свя­тых от­цов ше­сти Все­лен­ских Со­бо­ров празд­ну­ет­ся как зна­ме­ние то­го, что свя­ти­те­ля­ми Хри­сти­ан­ской Церк­ви бы­ли сфор­му­ли­ро­ва­ны и утвер­жде­ны дог­ма­ты хри­сти­ан­ско­го ве­ро­уче­ния, бы­ла опре­де­ле­на бо­го­слов­ская ос­но­ва ве­ро­уче­ния.
Седь­мой Все­лен­ский со­бор был по­свя­щен уже про­бле­ме ико­но­бор­че­ства.