9feb6968781a9cba3c5baf5d031f6034

 

Кто боится Бога, тот уже ничего не боится.

(отрывок из книги «Заветы жизни»)

Без Бога — все позволено
— Геронда, я ни во что не верю. Какой же мне смысл воздерживаться?
— Да, дитя мое, это совершенно бессмысленно. Без Бога — все позволено. Но скажи мне, ты считаешь меня безумцем?
— Конечно, нет!
— Корыстолюбцем?
— Тоже нет!
— Итак, ты не подозреваешь меня ни в корыстолюбии, ни в глупости. А нет ли у тебя подозрения, что все, чего я придерживаюсь и чему учу, в частности в вопросе о целомудрии, и есть истина?

«Се ныне день спасения»
Тем, кто из стыда откладывал исповедь «на потом», батюшка говорил:
— Если уже сейчас ты стыдишься исповедоваться в своих грехах, что же будет потом, когда ты еще больше закоснеешь в них?
* * *

— Зачем ты весь цвет своей молодости даришь греху, а Господу оставляешь одну лишь старость? Что ты сказал бы, увидев дряхлого старичка, который просит царя принять его себе в услужение? «Если, — говорит блаженный Августин, — ты каешься, уже состарившись, то не ты оставляешь грех, а он оставляет тебя».

Дети принадлежат Богу
Одна женщина как-то раз на исповеди сказала батюшке:
— Я сильно переживаю за своих детей, как бы с ними не приключилось ничего дурного. Постоянно об этом думаю.
Батюшка строго ответил:
— Кто тебе сказал, что дети — твои? Они Божии! Они Его овечки, и Он вручил их тебе, чтобы ты берегла их.
* * *

Батюшку спросили:
— Где же любовь Божия, когда Он попускает, чтобы умирали даже младенцы?
— Бог лишь поручает родителям воспитание Его детей. Дети принадлежат не родителям, а Богу. Посредством смерти младенцев Он поступает так же, как пастух поступает со строптивой овечкой, которая не хочет входить в загон: он берет ее на руки, чтобы хоть таким образом привести к себе.

«Неужели я потерял Рай?»
Очень часто, когда будущий батюшка был еще совсем маленьким, тетя Александра брала его с собой на работу и, чтобы он не мешал, усаживала на стул.
— Этеокли, — говорила она ему, — не качайся, чтобы Боженька тебя любил.
Тот какое-то время оставался неподвижным, но потом начинал чувствовать, что больше так высидеть не в силах.
— Ты должен сидеть тихонько, — говорила тетя, — чтобы Христос тебя забрал в Рай.
— Я сейчас немного качнулся, неужели я потерял Рай? — взволнованно спросил малыш.
— Еще немного, и можешь потерять его, — ответила она. — Будь очень внимателен.
Так мало-помалу Этеоклис приучался любить Рай.

Удачный ответ
Как-то раз батюшка рассказал нам занимательную историю.
Один ученый, приводя разные аргументы, чтобы доказать, что Бога нет, сказал:
— Если есть Бог, пусть Он меня сейчас убьет! И, поскольку, конечно же, ничего не произошло, продолжил:
— Видите? Если бы Бог был, Он меня убил бы.
Тут одна пожилая женщина говорит ему:
— У Вас есть дети?
— Да, — отвечает он.
— Сколько?
— Трое.
— Они послушны?
— Не все… двое меня слушают, но третий…
— Что? — спрашивает женщина.
— Ох, — говорит ученый, — он мне противоречит, не слушает меня, упрямится…
— Ну, тогда убейте его!
— Своего ребенка? — изумился ученый.
— Вот как! Если Вы не хотите убивать своего ребенка, как же Вы думаете, что Бог, который любит Вас несравненно больше, чем любите Вы своего ребенка, убьет Вас?

Это действительно Таинство
Однажды батюшка доверительно сказал своим духовным чадам:
— Часто, когда вы исповедуетесь и рассказываете о своих трудностях, я стараюсь подготовить для вас какой-то ответ. Но, начиная говорить, произношу совсем иное. Вот свидетельство того, что здесь действительно совершается Таинство.

Смиренные и уничиженные
Однажды деревенский сторож постучал в дверь их дома и сказал, что в их винограднике он поймал вора.
— Подать на него жалобу? — спросил он.
— Конечно, подай! — согласился кто-то из домашних.
Тогда в разговор вступил двенадцатилетний Этеоклис:
— Что вы сказали? Подать на него жалобу? У этого несчастного ничего нет, а нам Бог дал и виноградник, и масличный сад, и поля, и дом!
И, обращаясь к сторожу, продолжил:
— Не подавайте на него жалобу. Напротив, скажите, что Феодоропулосы разрешили ему пойти в виноградник и взять столько винограда, сколько ему нужно. Пришлите, пожалуйста, его сюда, чтобы мы еще и лично сказали ему это.
Никому и в голову не пришло возразить мальчику. Его слово было законом.
* * *

В другой раз Феодоропулосам сообщили, что их наемный рабочий приторговывает из урожая владельцев, оставляя выручку себе. Рабочего пригласили в дом и строго предупредили, чтобы подобного больше не повторялось. Случайно услышав этот разговор, Этеоклис немедленно вмешался:
— С сегодняшнего дня, господин N, кроме зарплаты, Вы будете брать на продажу половину урожая, а вырученные за него деньги оставлять себе.
С тех пор его дом стал помогать этому человеку, трудившемуся ради своих бедных многодетных родственников.

Выбор — брак или безбрачие
Кто-то из духовных чад отца Епифания не знал, какую жизнь, одинокую или семейную, ему избрать и спросил об этом у батюшки.
— Чадо мое, — ответил тот, — здесь я не могу тебе ничего посоветовать. Молись усердно Богу, и Он даст тебе ответ на твой вопрос!
— Но, Геронда, — возразил юноша, — я же не святой, чтобы Бог мне ответил.
— Бог отвечает Своим чадам посредством жизненных обстоятельств, — пояснил отец Епифаний. — Иди, и ты увидишь руку Божию. Но какое бы решение ты ни принял, я буду равно любить тебя и благословлю двумя руками. А если ты решишь жениться, дам тебе еще и подарок.

Батюшка и дети
Батюшка особенно любил детей, которых он исповедовал и которые вели настоящую церковную жизнь. Часто он защищал их от чрезмерных родительских требований. Конечно, и у них были проблемы, и они имели слабости и падения. Иногда он относился к ним строго, но всегда — с пастырской заботой, с сочувствием и евангельским рассуждением.
* * *

С родителями, которые докучали ему жалобами на недостатки и разные мелкие погрешности своих детей, отец Епифаний был строг:
— Вы должны на коленях, со слезами благодарности, славить и выражать свою признательность Богу, давшему вам таких детей. Если бы у вас было так, как бывает у некоторых, вы бы по-другому заговорили!
Когда кто-либо из родителей жаловался на то, что у него трудные и очень беспокойные дети, батюшка говорил:
— Видел ли ты сегодня хотя бы одного спокойного и послушного ребенка? Что же ты хочешь, чтобы твои были исключением?
Если же родители продолжали жаловаться, то Старец грозил им:
— Если вы не прекратите своих жалоб, я дам вам епитимью — делать в день по двести земных поклонов. За вашу неблагодарность этого будет вполне достаточно.
Кстати, расскажем, как он отвечал родителям, которые из-за каждого пустяка сетовали на своих детей. Одной такой матери он сказал:
— Что вы хотите? Рожать ангелов? Дети рождаются!
* * *

Вопрос детей:
— Геронда, как быть, если дома нам не велят вести правильную духовную жизнь, то есть поститься, исповедоваться, причащаться, ходить в церковь?
— Вы должны научиться проявлять настойчивость. Разные хулиганы, марксисты у себя дома полностью выходят за рамки дозволенного, нарушают заповеди Божии, а вы, стараясь не огорчить ваших домашних, даже не возвышаете свой голос в защиту веры. Как же вы хотите стать мужественными?
* * *

Один ребенок спросил батюшку:
— Геронда, где я был до своего рождения?
— В Божественном замысле, дитя мое.
* * *

В один из воскресных дней к батюшке пришла духовная дочь со своей четырехлетней дочкой. Отец Епифаний сразу же заметил, что девочка чем-то раздражена, и спросил о причине этого. Девочка не отвечала, но ее мать рассказала, что она ударила своего дядю, когда тот играл с ней, и, несмотря на все уговоры, не хотела просить у него прощения.
Тогда батюшка взял девочку за руку, повел в соседнюю комнату, позвонил ее дяде и обратился к малышке:
— А ну-ка, моя милая девочка, давай попроси прощения у своего дяди.
Девочка молчала.
— Только одно словечко. Скажи его, дитя мое, а я завтра дам тебе подарок. Скажи это маленькое словечко.
Девочка упорно молчала. Тогда батюшка сказал:
— Видишь, как диавол боится этого слова, даже если его произносит маленькая девочка. Посмотри, как крепко он тебя связал и не отпускает.
Уговоры продолжались более получаса, наконец батюшка с укором произнес:
— Слушай, дитя мое. Если ты не попросишь прощения, то и Бог не станет помогать тебе и ты заболеешь. Слышишь? Заболеешь!
Девочка сквозь зубы, запинаясь, произнесла «простите». Но батюшка не отступал:
— Скажи погромче, дитя мое, громче, чтобы диавол услышал и убежал далеко-далеко.
Малышка сказала немного громче. Тогда отец Епифаний поцеловал ее, дал денег на подарок и вернулся в кабинет, где его ждали посетители.
— Пусть все дадут по сто драхм N, потому что сегодня она сражалась с диаволом и вышла победительницей, — объявил он.
* * *

— Батюшка, благословите мне вместе с супругой и с отцом N поехать в Лондон.
— А кому вы оставите детей?
— Моей матери и свояченице.
— Тогда поезжайте.
Только после того, как батюшка убедился, что дети будут находиться под присмотром, он дал свое благословение на поездку.

Как приводит к Себе Бог
Не важно, что послужит началом нашего спасения. Важно, на что потом человек употребит свою жизнь и как он ее закончит. Каждый человек с чего-то должен начать свое возвращение к Богу: один возвращается после экономической катастрофы, другой — после чьей-то смерти, третий — после проповеди, четвертый — после стихийного бедствия, пятый — после болезни. Для обращения человека Бог использует все возможные способы. Вот вам пример. В один дождливый воскресный день в Каламе одна не особенно религиозная вдова отправилась на кладбище. Чтобы уберечься от дождя, она зашла под оцинкованный козырек перед входом в храм отца Иоиля Яннакопулоса, выдающегося клирика нашей Церкви, в котором он сам в тот момент совершал богослужение.
Услышав первые слова его проповеди, вдова из любопытства вошла в храм и была растрогана до глубины души. Впоследствии она стала сознательным членом Церкви. Таким образом, Бог привел ее к Себе… через убежище от дождя!

Милосердие Божие и ад
Старцу был задан вопрос:
— Как согласовать милосердие Божие и существование ада?
Он ответил:
— Не следует считать ад выражением Божиего соизволения мучениям. Ад полностью исключает присутствие Бога, по сути, являясь результатом нашего свободного выбора. Когда человек говорит Богу: «Отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих» (Иов 21:14), тогда Он, несмотря на Свою Всеблагость, не станет насильно спасать его. Будучи справедлив, Он предоставляет такому человеку право пользоваться своим выбором: грешнику — адом, равно как и праведнику — получить райские наслаждения. Мы выбираем место нашего вечного жительства, а Бог лишь утверждает наш выбор. Одним словом, справедливость Божия снисходит к свободе нашего выбора.

Исчерпывающий ответ
Однажды батюшка поведал нам следующий случай.
Один гимназист, совершенно невоспитанный мальчик, возвратившись домой после урока катехизиса, в разговоре со своей бабушкой стал весьма дерзко отзываться о своем учителе.
— Чтобы ты поняла, какой у нас ненормальный учитель, скажу тебе, что он заявил, будто валаамова ослица говорила человеческим голосом.
Бабушка стала ругать своего внука за такое неблагочестивое отношение к Ветхому Завету. Тогда он самодовольно спросил:
— Может быть, и ты, бабушка, веришь этим глупостям и полагаешь, что осел может говорить как человек?
— Так как ты, дитя мое, будучи человеком, можешь говорить как осел, то почему бы мне не поверить, что и осел может говорить как человек? — ответила старушка.