Святыни храма

Икона с частицей мощей свт. Николая Мирликийского
Икона преподобной Софии Суздальской с частицей мощей

История храма и села Сабурово

Родоначальником фамилии Сабуровых, был татарин Чет-Мурза, бежавший на Русь при Иване Калите в 14 веке (1328-1359 годы) в начале распада Золотой Орды. Начинались междоусобные войны и война за земли. Спасаясь от распрей, на политически более благоустроенную Русскую землю бежали многие татары, чтобы поступить на службу к великому князю Московскому. Среди них был Чет-Мурза, решивший поселиться на Руси со своим семейством. Сам он идти к князю не стал, а его внуки — родные братья Фёдор Иванович Сабур и Иван Иванович Годун служили верою и правдою великим московским князьям. В дальнейшем от них пойдут знаменитые боярские и княжеские династии Сабуровых и Годуновых.

Само слово «сабур» в переводе с татарского означает «колючие растение, алоэ».

Федор Сабур участвовал в Куликовской битве 1380 г, против соотечественников своего дела. Потомки Сабура так и не стали бы боярами, если бы не одно обстоятельство. У Федора была внучка Соломония, которая отличалась красивой внешностью. Тогда был обычай: когда князь задумывал жениться, к нему приводили всех известных красавиц, между которыми он выбирал свою будущую избранницу. Когда Соломония попала на такую церемонию, она приглянулась князю Василию III. В 1505 г. состоялась их свадьба. Василий — Иванович был женат на Соломии Сабуровой, которую вследствие бездетности заставил постричься в монахини с именем Софии и проживать в Суздальском Покровском монастыре.

Через 60 лет (в 1571 г.) резиденцию Ивана IV (Александрову слободу) привезли около 1500 красавиц для царя, чтобы он выбрал себе невесту. Среди привезенных была Евдокия Богданова, как и Соломония, из рода Сабуровых. Ей не удалось стать женой Грозного – царь женился на Марфе Собакиной, - однако он ее приметил и вскоре женил на ней своего сына Ивана Ивановича. После этого Сабуровы в лице Богдана Сабурова стали боярами и получили в надел два участка: один близ села Коломенское, а другой – в северном Подмосковье. Так возникло два одноименных села, названных в честь новоявленных бояр. Первый раз на карте окрестностей Москвы они появились уже в 16 веке. Началась непосредственно история Сабурово как населенного пункта.

ЭПОХА БОРИСА ГОДУНОВА

В 16 веке в Сабурово идет оживленное строительство. Строится сельская церковь. Она строилась в 1595 г. Как привычное в то время сооружение в вотчинах бояр, была сперва деревянной и называлась в честь святого Ильи Пророка. Строитель ее известен – крестьянских прихожанин Илларион Андреев. Впоследствии храм стал в честь свт. Николая Мирликийского. Позже церковь перестраивается - из камня. Достроены новые пределы. В новом виде она стала перекликаться с находящимся в нескольких километрах от нее ансамблем села Коломенского.

После прихода к власти бояр Годуновых (сын Ивана Грозный, Федор невластный и негибкий человек, к власти приходят бояре Годуновы), их дальние родственники Сабуровы приобретают расположение. Их южная резиденция кажется им слишком опасной для пребывания там из-за близости оппозиционного Годуновым села Коломенского, поэтому развивается близлежащее село Борисово (тогда появляются Борисовские пруды). На прудах появилась каменоломня и платина с мельницей. Стало активно расти строительство в Борисове, в прудах появляется беломорская рыба.

Во времена Петра 1 (17 век) село Сабурово принадлежало советнику императора князю Дмитрию Кантемиру. Здесь была его усадьба с обширным хозяйством.

19 ВЕК – «ЗОЛОТОЙ ВЕК» САБУРОВА.

В 1812 г. сабуровцы пережили войну. Она не принесла особого разрушения в село, т.к. его население относилось нейтрально как к французам, так и к русским войскам. В Сабурово побывал известный маршал наполеоновской армии Мюрат, отведавший местной пищи.

Сабуровские крестьяне были вполне зажиточными, пользуясь близостью села к Москве и расположением его почти на самой Каширской дороге, они стали разводить сады и торговать плодами в городе. Некоторая часть жителей относилась к старообрядцам.

В 1861 году, после реформы, село вошло в состав административной Царицынской волости (нижняя единица административно-территориального деления). По переписи 1869 года, в нем было 120 мужчин и 128 женщин. По данным 1876 года здесь существовало 44 хозяйства. У крестьян имелись 70 лошадей, 40 коров и 70 голов мелкого скота. Промыслы слабо развиты, в 1881 году ими занимались 49 человек, в основном намоткой хлопчатобумажной нити на катушки, позже и изготовлением гильз для папирос.

В 1860 г. в храме были построены новая колокольня и приделы Ильи пророка и Иверской иконы Божией Матери.

В 1884 г. ремонт приделов.

В 1899 году население села составляло 366 человек. 50 семей обрабатывали свой надел лично, из них 19 имели наёмных работников. Сеяли рожь, овёс и в большой количестве сажали картофель. 74 двора имели сады, 59 дворов – огороды.

К 19 веку Сабурово славилось в окрестностях своими большими вишневыми и яблочными садами. Вскоре сюда начинали приходить утомленные дачники, строившие свои владения неподалеку, чтобы совершить прогулку по ним и выпить любезно предложенную крестьянином чашу чая. С пригорка открывался красивый вид на Москву-реку, ровный левый берег, Борисовские пруды и Коломенское, тоже превратившееся тогда в красивый поселок.

Храм свт. Николая Чудотворца украшается и реставрируется. Сабурово становится все красивее, Москва раздвигает свои границы все ближе к этим поселениям.

Храм реставрировался и реконструировался. Здание имело вид, близкий к сегодняшнему. Трехчастный план, традиционная композиция из разновеликих объемов четверика, увенчанного трапезной, главой и колокольней.

В 1911 году в селе было 85 хозяйств, казённая винная лавка, овощная лавка. Население составляло 402 человек.

В 1912 в церкви году разрешены проблемы отопления в здании и очередной ремонт.

С 1917 г. стали происходить изменения, связанные с событиями в стране. Изменилась государственная идеология, и неизбежно встал вопрос о церкви. Решением местных исполнительных органов то, что строилось, создавалось веками, попало в опалу.

В 1940 г. колокольня и глава Церкви были разобраны. Само здание, уже немного обветшавшее, было приспособлено под мастерскую треста «Энергочермет». Мастерская фактически была складом инвентаря, поэтому церковь начала разрушаться как естественно, так и при помощи рук человека: стали уноситься балки, кирпичи. Со временем южный придел был полностью уничтожен.

К зданию относились не как к памятнику искусства 16 в., а как к мастерскому завода «Полиматериалов». Внешне храм уже перестал напоминать здание храма.

В 40-ых гг. над Сабуровым пролетело дыхание ВОВ. Как и везде в Подмосковье, в 1941 г. здесь начали строиться оборонительные сооружения. На месте брода, отмеченного на немецкий картах, были установлены противотанковые сооружения. Село не пострадало от завоевателей.

ВХОЖДЕНИЕ САБУРОВО В СОСТАВ Г.МОСКВЫ.

После войны был разработан «Генеральный план развития и реконструкции Москвы» По нему на правом берегу Москва-реки, где находилось село Сабурово – предполагалось создать парк культуры и отдыха. На спуске к реке было задумано создать три террасы с кафе, ресторанами, административными зданиями, кинотеатром, фонтанами.

В 1960г. Сабурово вошло в состав Москвы. Московское правительство хотело создать на месте древнего села рекреационный центр, отсюда гуляющие легко могли бы попасть в парк Царицыно или заповедник Коломенское, архитектурные памятники которых были сохранены лучше, чем храм.

Когда приблизилось время реализации проекта, появились другие проблемы, которые заставили отказаться от этой красивой идеи. В большой Москве увеличивалось население и маленькие сельские домики Сабурово не могли вместить большое количество человек. Они были снесены, а гору частично сровняли. Так прекратило свое существование старинное село, бывшая боярская вотчина под именем Сабурово.

В 1988-89 гг. между Москвой-рекой и каширским шоссе был построен молодежный жилой комплекс многоэтажек с названием бывшего села – «Сабурово». Жители были размещены в новых 17 и 22 зданиям. Были построены школа, аптека, парикмахерская, поликлиника, детский сад, здание кабельного телевидения, магазины. Еще с начала века немного севернее села пролегла Курская железная дорога с платформой «Москворечье».

Было решено отреставрировать единственный уцелевший здесь памятник старины. С 1991 года в церкви святителя, Николая в Сабурово города Москвы возобновлены богослужения.

ХРАМ

Церковь Николая Чудотворца в селе Сабурово Московского уезда была построена в 1595 году (по другим. сведениям, в 1592) тщанием крестьянина Иллариона Андреева. Она была деревянная, с 1710 года -каменная. Это был небольшой куб с простым сомкнутым сводом, одноглавый. Декоративные закомары, отрезанные карнизом, характерны церковным постройкам, того времени; б окон (3 из них в алтаре); крест и глава вызолочены; пол в храме из лещаной пехорской плиты. В те годы церкви принадлежало около 10 десятин (14,5 га) земли, в том числе и на другой стороне Москвы-реки.

В приходных книгах Патриаршего казённого приказа за 1628 год указано:

«…церковь Николы Чюдотворца в селе Сабурове, у Москвы-реки, дани 2 алт. и 2 ден, кормовая гривна…

В писцовых книгах Московского уезда 1631-1633 гг. встречается описание:

«…села Коломенскаго приселок Сабуров, на реке Москве, а в нем церковь Николы Чюдотворца; пашни церковныя земли 3 десятины с полудесятиною, сена в Татишеве луке, вверх на Москве-реке, 6 десятин с полудесятиною.

А в писцовых книгах 1675-1677 гг.в описании села Коломенского упоминается:

«…приселок Сабуров на Москва-реке. А в нем церковь во имя Николая Чюдотворца, да придел святого пророка Илии, деревянная, с папертью, клетцки, ветха. В церковь двои двери…колокольня на одном столбе, на ней три колокола, а церковь от попова двора и от крестьянских дворов в двацати в пяти саженях.

Предположительно, в 1693-1695 гг. на месте деревянной церкви в Сабурово была выстроена каменная, в любом случае в 1710 году она здесь уже отмечается.

В 1757 году при разделе владений между сыновьями Дмитрия – Матвеем и Сергеем одному досталась «сабуровская земля с садом», а другому – «все оставшее в Сабурове строение»

В конце 18 века Сабурово перешло в ведение Коломенского приказа Удельного ведомства.

В 1812 году храм, был ограблен французами, уцелел только иконостас с иконами без окладов и древняя икона святого пророка Илии в серебряной ризе.

В 1822 году при Никольской церкви находится уже 36 десятин (52,2 га) земли, дома причта деревянные. В приходе состояло 167 дворов с 700-ми жителями.

В 1861 году здание церкви было разрушено, и до 1865 года построено вновь с расширенной трапезной, двумя приделами и колокольней на средства московских, купцов Тарасовых. Церковь была кирпичная; фундамент, цоколь и карниз из белого камня. Колокольня З-х ярусная, 6 медных, колоколов; две маленькие вызолоченные главы с крестами; крыша покрыта железом, покрашена зелёным цветом. Внутри — оштукатурена и расписана живописью. Храм отапливался двумя изразцовыми печами. Имелось три алтаря, три престола: Николая Чудотворца, Иверской иконы Богородицы и пророка Божия Илии.

В 1912 году началось устройство духового (подпольного) отопления церкви.

Адрес храма: Царицыно-Дачное, Московского уезда.

В 1917 году Церковь лишается всего имущества и права владеть им, но разрешается бесплатно пользоваться необходимыми для богослужения зданиями и предметами (дом причта был конфискован).

В 1939 году храм лишился обеих глав и половины колокольни по «оборонным» соображениям, а в 90х годах был полностью разрушен южный придел церкви.

В 1980-х гг. в районе Москворечье-Сабурово начали строить новый большой микрорайон, и заодно было решено отреставрировать единственный уцелевший здесь памятник старины.

С 1991 года в церкви святителя, Николая в Сабурово города Москвы возобновлены богослужения.

В 1994 году восстановлен утраченный придел пророка Илии, а в 1998 году — колокольня.

Святыни храма: икона с частицей мощей свт. Николая Мирликийского, икона преподобной Софии Суздальской с частицей мощей.

Сохранившиеся фотографии храма и села Сабурово