«12 шагов» – образ жизни

«12 шагов» – образ жизни

О группах Анонимных Алкоголиков слышали многие, но мало кто имеет о них представление. Чтобы разобраться в этом новом для России явлении, мы встретились с многолетним участником групп Анонимных Алкоголиков. По его словам, в группы Анонимных Алкоголиков приходят не временно, а навсегда. В противном случае человек почти неизбежно снова сорвется и запьет. С одной стороны, Содружество Анонимных Алкоголиков за сотрудничество с Церковью, с другой стороны, является закрытой структурой. Проводятся, правда, и открытые собрания, но на большинстве групп присутствуют только алкоголики; со стороны никого туда не пускают. О своем опыте и Содружестве Анонимных Алкоголиков рассказывает Александр, посещающий группы с 1993 года.

— Александр, как вы пришли в группу Анонимных Алкоголиков?
— В начале девяностых моя жизнь шла под откос. Из-за беспробудного пьянства бросил институт, не работал, сидел на шее матери, устраивал скандалы, постоянно попадал в вытрезвитель. Понимал, что я алкоголик, но не пить не мог. Один раз даже закодировался, но кодирование оказалось еще хуже пьянства: не пил не по свободному выбору, а из страха смерти. Поэтому вскоре я раскодировался и вновь запил. Как ни странно, при такой жизни я искал Бога и даже в 1992 году крестился. Надеялся, что это изменит мою жизнь, но продержался только 10 дней. Не знал, как жить дальше. И вот мама увидела по телевизору рекламу реабилитационного центра и уговорила меня пойти на консультацию. Настроен я был скептически, считал, что это какие-то сектанты хотят нажиться на моей болезни. Думал, сейчас приду и скажу им, какие они плохие, и вообще вылечить меня невозможно. Но вышло иначе – встретил замечательного человека, который рассказал мне свою историю. Многое из его рассказа мне было знакомо по собственному опыту. Придумать такое невозможно, поэтому я не сомневался, что передо мной алкоголик. Но он не пьет и хорошо себя чувствует! Это было самое главное для меня. Он же рассказал мне о программе «12 шагов», объяснил, что Содружество Анонимных Алкоголиков не связано ни с какой сектой, вероисповеданием, политической организацией. Никаких списков, никаких членских взносов… Единственное условие для членов Содружества – желание бросить пить. Такое желание у меня уже было, просто я не знал, как. Стал посещать группы Анонимных Алкоголиков. (Группа Анонимных Алкоголиков – единица Содружества Анонимных Алкоголиков). Это было в 1993 году.

— И с тех пор не пьете?
— Не пил больше года, потом сорвался. Перестал заниматься по программе, посещать группы, так как подсознательно считал, что вылечился. (А на самом деле еще в 50-е годы Всемирная организация здравоохранения признала алкоголизм неизлечимой прогрессирующей смертельной болезнью). Для того, чтобы остановиться, лег в больницу и отдал все деньги матери. Стал ходить на группы. С тех пор не пью уже больше десяти лет.

— В чем заключается метод лечения в группах Анонимных Алкоголиков? Работают ли в группах врачи, психологи, священники? Проводятся ли психотерапевтические или духовные беседы? Применяются ли лекарства?
— Наши группы состоят из алкоголиков. Группу Анонимных Алкоголиков могут организовывать только алкоголики. Наше сообщество – непрофессиональное. Мы сотрудничаем и с врачами, и с Церковью, и с социальными работниками. Группы анонимных алкоголиков организуются и при больницах, и при тюрьмах. Но Содружество не смешивается ни с какой другой организацией. Работаем мы в группах по программе «12 шагов». Шаги программы – определенные действия духовного содержания. Люди не просто изучают эти шаги, но начинают жить по ним. На занятиях групп люди делятся опытом, силами, надеждами, рассказывают о наболевшем, о духовном опыте выздоровления от алкоголизма. Только алкоголик может до конца понять другого алкоголика. Например, я и до прихода сюда встречал много хороших людей, которые сочувствовали мне, хотели помочь, но по-настоящему меня поняли только здесь. Ко мне отнеслись, как к родному человеку.

— Но что именно помогло лично вам преодолеть страсть к спиртному? Просто постоянное общение с товарищами по несчастью?
— Ценность программы в том, что создаются наиболее благоприятные условия для выздоровления, духовного развития, трезвения, адаптации в обществе. В первую очередь, конечно, нам помогает Бог. Но и человек сам себе помогает. Бог действует через других людей, через ситуацию. Люди, которые находят для себя Высшую Силу — Бога, как они Его понимают, самоопределяются в выборе веры. Кто-то идет в православный храм, кто-то – в другую церковь. Это право каждого. У нас нет никакой пропаганды.

— А если кто-то хочет завязать, устроиться на работу, завести семью, но в его представлении о мире пока нет даже поисков Бога?
— Так тем и замечательна наша программа, что двери открыты всем: верующим, агностикам, атеистам. Почему мы в программе говорим о Боге как о Высшей Силе, как каждый ее понимает? Потому что кого-то даже слово «Бог» может отпугнуть. Мы не беседуем на религиозные темы. Просто если человек хочет выздоравливать, он принимает тот факт, что ему необходимо выполнять определенные рекомендации. А это рекомендации духовного свойства. То есть приходит к нам человек с обыденным сознанием, и через какое-то время пробуждается, просветляется, начинает понимать: да, наверное, Бог есть.
По поводу слова «завязать»… Я не завязывал, а прекратил употребление и не пью только сегодня – 24 часа в сутки, день за днем.

— Расскажите, пожалуйста, по порядку о шагах.
— Первый шаг –мы приняли свое бессилие перед алкоголем и признали, что наша жизнь стала неуправляемой. Лично для меня первый шаг сопряжен с первой заповедью блаженства: «Блаженны нищие духом». Но если остановиться на первом шаге, можно впасть в отчаяние. Чтобы этого не случилось, существует второй шаг.Мы пришли к убеждению, что только сила, более могущественная, чем наша собственная, может вернуть нам здравомыслие. Например, если человек не верит и не хочет верить в Бога, он может за эту высшую силу принять всё, что угодно, ту же группу анонимных алкоголиков. Пока он по-другому не может. Третий шаг является продолжением второго.Мы приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимаем. Эта формулировка смущает некоторых православных священников и мирян. Но в данном случае имеется в виду только то, что все люди уникальны, у каждого свое общение с Богом. Например, я со своими православными знакомыми часто говорю о Боге. И у всех нас разный опыт общения с Ним, в чем-то разное понимание. А на группах мы занимаемся не религиозными вопросами, а помогаем себе и другим сохранить трезвость. Кто хочет узнать о Боге больше, может пойти в воскресную школу или еще куда-то.
Четвертый шаг –глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения. Это действие совершается на основании опыта первых трех шагов. Также существуют разные методы такой оценки. Вообще вся программа, на мой взгляд, основана на покаянии. Я по-настоящему почувствовал Бога, когда сделал первый шаг и одновременно с ним два следующих. Я не знал, как его делать. Всё время думал, что раз понимаю, значит делаю. На самом деле понимать действие и совершать его – разные вещи. И только когда я понял, что своими силами не могу сделать первый шаг, начал молиться: Господи, помоги, не знаю, как. И еще важный момент. Необходимое условие выздоровления – честность. Прежде всего перед собой. Когда я понял, что этой честности у меня нет, стал просить Господа: Господи, помоги мне не обманывать себя, я и перед этим бессилен. И когда Он помог, я понял, что это дар Божий. И стал просить дать мне веру. Наконец, в критический момент, когда я с похмелья лежал с переломанными ребрами и черепно-мозговой травмой и понимал, что умираю во всех смыслах, я, наконец, признал перед Богом, что сам не могу управлять своей жизнью и в отчаянии обратился к Нему: Господи, если есть на то воля Твоя, то забери меня из этой жизни, потому что я не знаю, как мне жить, или делай со мной, что хочешь. В этот момент произошло чудо — я посмотрел на мир другими глазами, так как почувствовал, что извне в меня вошла сила, которая наполнила меня Верой и Любовью, и понял, что могу не пить.

— Вы сказали, что одновременно совершили три первых шага. Значит, необязательно между шагами должно пройти какое-то время?
— Я вам выскажу свое мнение. Мне кажется, что программа – одно действие. Просто оно условно разделено на 12 шагов.

— То есть его можно совершить в один день?
— Даже в один миг.

— Все 12 шагов?
— Да, но когда человек уже давно в программе. Для того, чтобы мы усвоили навык этих духовных действий, должно пройти какое-то время. На каждом шаге неизбежны ошибки.
Пятый шаг –признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений.

— В вашем рассказе о «12 шагах» очевидно противоречие: с одной стороны, вы говорите, что программа рассчитана на всех, с другой стороны, в каждом шаге говорится о Боге.
— О Боге начинает говориться в третьем шаге. А я начинал с первого и пришел к Нему, как я Его понимаю, в третьем. Программа рассчитана на тех, кто хочет идти по этому пути. Некоторые приходят к нам, знакомятся с программой и говорят: нет, это мне не подходит. Пожалуйста, мы никого у себя насильно не задерживаем.

— Правильно я понимаю: если у человека пока нет потребности веры, ему эта программа не подойдет?
— Я уже говорил, что в нашей программе единственное условие – желание бросить пить, a не, например, обрести веру. С этим человек приходит к нам. Дальше он идет по этой программе, и, если строго следует по этому пути, то обязательно находит Бога.

— Давайте вернемся к шагам. Мы закончили на пятом.
— Шестой шаг –полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от наших недостатков. В предыдущем, пятом шаге происходит знакомство с самим собой, таким, как есть. Осознаются многие негативные установки. Появляется видение своих недостатков, своих отрицательных черт. Хочется от этого освободиться, но надо быть готовыми к тому, чтобы Бог избавил. Это очень тяжелый труд; можно сказать, вспахивание почвы своего сердца и делание первого шага по отношению ко всем своим недостаткам. Седьмой шаг –смиренно просили Бога исправить наши изъяны. Мы как бы продолжаем шестой шаг, но это уже шаг более глубокого смирения. Восьмой шаг —составили список всех тех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними. Это уже сложнее, потому что своих обидчиков (ведь многие из этих людей принесли мне еще больше вреда, чем я им) надо не только простить, но и встретиться с ними, признать свои ошибки, попросить прощения, возместить ущерб. К этому надо быть готовым. Девятый шаг –лично возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому.

— Герой известного фильма «Василий и Василиса» тоже много пил, дебоширил, и однажды в пьяном угаре так стукнул беременную жену, что у нее случился выкидыш. С той поры он жил во флигеле, и простила его жена только перед смертью. Случай довольно распространенный. Наверняка, и к вам приходили люди, избивавшие беременных жен до выкидыша. Как можно возместить такой ущерб?
— Понял ваш вопрос. Никакой ущерб полностью возместить невозможно. Но стремиться к этому… Например, когда я пил, очень много неприятностей доставлял своей маме, воровал у нее деньги, портил ей здоровье. Теперь, наоборот, помогаю ей. Конечно, то, что я натворил в запоях, оставило неизгладимый отпечаток. Но искренне попросить прощения, искренне попытаться возместить – это и есть созидание. Шаг-то уже девятый. В нем нужны мудрость, кротость, смирение, опыт которых нарабатывается и в предыдущих шагах.

— То есть когда человек подходит к девятому шагу, он всеми этими качествами обладает?
— Без этих качеств, я думаю, невозможно делать девятый шаг. В нашей основной книге – «Анонимные алкоголики» — расписаны так называемые условные критерии. Если в тебе этот шаг работает, значит у тебя есть то-то. Вот я вам зачитаю обещания девятого шага: «Если эта фаза нашего развития болезненна для нас, мы будем удивлены, когда половина пути окажется позади. Мы познаем новую свободу и новое счастье. Мы не будем сожалеть о нашем прошлом и вместе с тем не захотим полностью забывать о нем. Мы узнаем, что такое чистота, ясность, покой. Как бы низко мы ни пали в прошлом, мы поймем, что наш опыт может быть полезен другим. Исчезнут ощущения ненужности и жалости к себе. Мы потеряем интерес к вещам, которые подогревают наше самолюбие, и в нас усилится интерес к другим людям. Мы освободимся от эгоизма. Изменится наше мировоззрение, исчезнет страх перед людьми и неуверенность в экономическом благополучии. Мы интуитивно будем знать, как вести себя в ситуациях, которые раньше нас озадачивали. Мы поймем, что Бог делает для нас то, что мы не могли сами делать для себя». Действие девятого шага приводит в такое состояние.

— Если человек сделал девятый шаг, следует ли из этого, что он смиренный, кроткий и мудрый?
— Да, благодаря программе у меня начал появляться и такой опыт. Но полностью сделать девятый шаг невозможно, как и все остальные шаги, кроме первого. Их надо делать всю жизнь, каждый раз заново. Это процесс. Десятый шаг –продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это. То есть продолжали исследовать себя.

— Это уже просто анализ внутреннего состояния, не имеющий отношения к алкоголизму?
— Это имеет отношение к алкоголизму, потому что болезнь продолжает во мне жить своей жизнью. Независимо от того, пью я или нет, алкоголизм прогрессирует. Следовательно, и выздоровление должно прогрессировать. Вся моя жизнь так или иначе связана с моим алкоголизмом. Любой эмоциональный всплеск может привести меня к срыву, и я считаю, что срыв начинается задолго до первой рюмки. Независимо от срока трезвости алкоголизм остается внутри меня. Эта болезнь имеет духовные, биологические, психологические и социальные корни. Есть даже модель химической зависимости. У алкоголика другой обмен веществ, другая биохимия. Да, мои ссоры с людьми, повышенный тон связаны со страстями, но и с моим алкоголизмом как отдельно взятой страстью.
Одиннадцатый шаг –стремились путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, как мы Его понимали, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого.
Двенадцатый шаг –достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы старались донести смысл наших идей до других алкоголиков и применять эти принципы во всех наших делах.

— Александр, вы пришли в храм именно через группу анонимных алкоголиков?
— Мой путь в храм начался раньше. Я стремился в церковь, но чувство вины не пускало меня, считал себя недостойным. Приходил только в пьяном виде, подходил к священнику, говорил, что мне плохо, а он в ответ: приходи, когда будешь трезвым. А трезвый я уже не шел. По-настоящему пришел к вере благодаря тому, что начал выполнять духовные действия по шагам. Тогда уже впервые исповедовался, причастился. Через какое-то время начал регулярно принимать участие в таинствах. Не сразу, но всё-таки нашел духовника – человека, очень близкого мне по духу. Он ответил на вопросы, на которые не могли ответить другие священники. Через какое-то время начал регулярно принимать участие в таинствах, в приходской жизни, пошел в воскресную школу.

— Несмотря на это, продолжаете посещать группы Анонимных Алкоголиков?
— Для меня программа «12 шагов» Анонимных Алкоголиков – образ жизни. Однажды я отошел от этого образа жизни и по новой запил.

— То есть посещать группы надо всю жизнь?
— Я предполагаю, что да. Для меня еще очень важно, что, приходя на группы, я встречаю там новичков, которым могу помочь.

— А бывает, что человек отзанимался какое-то время по шагам, освоил их…
— Нельзя это освоить в одиночку.

— Но, допустим, он женился, у него много детей, он с утра до ночи работает, чтобы их прокормить?..
— Каждый сам распределяет свое время, решает, когда ему работать, а когда идти на группы Анонимных Алкоголиков.

— Есть ли среди ваших друзей и знакомых люди, прошедшие программу, оставшиеся ее сторонниками, старающиеся жить по этим принципам, но из-за занятости в семье и на работе не посещающие группы?
— Такие случаи бывают, когда люди отходят от программы. Часто это приводит к срыву.

— Группы необходимы даже тем, кто воцерковился, нашел духовника?
— Многие мои знакомые воцерковились. Мне мой духовник сам говорит, чтобы я продолжал ходить туда. Потому что видит – это помогает.

— Не у всех есть время.
— Есть и дневные группы, и ночные. Захочет человек прийти на группу – найдет время. У нас так говорят: если работа мешает выздоровлению, брось работу. Потому что если вновь начнешь пить, не будет ни работы, ни семьи. В Анонимных Алкоголиках с голоду еще никто не умер. Но многие умерли от пьянства.

— Скажите, пожалуйста, зачем Содружеству сотрудничество с Церковью, если оно «не связано ни с каким вероисповеданием»?
— Священнослужители часто являются первыми, кому алкоголики решаются признаться в своей болезни. Хорошо, чтобы священник сразу направлял человека в Содружество Анонимных Алкоголиков.

— То есть сотрудничество с Церковью или медицинскими учреждениями должно заключаться только в том, чтобы священник или врач знал, куда отправить страдающего алкоголизмом?
— Или предоставил помещение. При многих наркологических диспансерах действую группы анонимных алкоголиков. И при некоторых храмах тоже.
Что еще очень важно? Большинство наших собраний закрытые. На них присутствуют только алкоголики. Но регулярно проходят и открытые собрания, куда могут прийти все желающие. Такое же собрание, только заранее известно, что оно будет открытым. И не раз бывали у нас священники. Опыт Анонимных Алкоголиков в Церкви давно обозначен. Мы ездили в Московскую семинарию, рассказывали о нашей работе семинаристам и священникам, а также на собрании благочиния в Сергиевом Посаде. Даем информацию, а священники сами решают, насколько это нужно.

Беседовал Леонид ВИНОГРАДОВ

«12 шагов» – образ жизни

«12 шагов» – образ жизни

О группах Анонимных Алкоголиков слышали многие. Чтобы разобраться в этом новом для России явлении, мы встретились с многолетним участником групп Анонимных Алкоголиков. По его словам, в эти группы приходят не временно, а навсегда. В противном случае человек почти неизбежно снова сорвется и запьет. С одной стороны, Содружество Анонимных Алкоголиков за сотрудничество с Церковью, с другой стороны, является закрытой структурой. Сотрудничество же с Церковью, по мнению Анонимных Алкоголиков, должно заключаться в том, чтобы священики направляли страдающих алкоголизмом в группы АА, а также предоставляли помещения для собраний таких групп. О своем опыте жизни в Содружестве Анонимных Алкоголиков рассказывает Александр, посещающий группы с 1993 года.

Милосердие.ru

Check Also

Встреча - беседа отца Константина с группой АА "Тропинка"

Встреча — беседа отца Константина с группой АА «Тропинка»

Встреча — беседа отца Константина с группой трезвости АА «Тропинка» проходит каждый последний четверг месяца в …

Shares
Яндекс.МетрикаРейтинг@Mail.ru